Н. ВИХОРЕВ. инженер
Если у консольных генераторов ротор «сидит» непосредственно на коленчатом валу, а статор крепится к картеру, то у генераторов второго типа имеется свой корпус, крышки с подшипниками, в которых вращается вал ротора. Эти генераторы аналогичны автомобильным и отличаются от последних, пожалуй, лишь тем, что они невентилируемы и приводятся не ремнем.
Дальнейшее повышение мощности генераторов постоянного тока вновь привело к возрастанию тока, а значит, и к снижению надёжности работы щеточного узла. Поэтому на смену им пришли альтернаторы — трехфазные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением и полным выпрямлением вырабатываемого тока. Они применяются в настоящее время на средних и тяжелых мотоциклах.
У альтернаторов обмотка возбуждения размещена на роторе, и для питания ее также используются графитовые щетки.
Но максимальный ток возбуждения здесь составляет только около 10 процентов от того, который генератор может отдавать потребителям. Кроме того, щетки скользят по гладким контактным кольцам, а не по коллектору. Очевидно, что в этом случае условия работы щеток гораздо менее напряженные, чем у генераторов постоянного тока.
Если к этому добавить, что при одинаковых размерах трехфазный генератор переменного тока почти в 1,5 раза мощнее генератора постоянного тока, то станет понятным, почему последние в наше время стали достоянием истории.
Необходимость выпрямления переменного тока для зарядки аккумуляторной батареи при современном уровне развития полупроводниковой техники вряд ли можно назвать недостатком таких генераторов. Выпрямительные блоки делают как выносными, то есть собранными в отдельном корпусе, так и встроенными непосредственно в генератор.
Итак, мы рассмотрели различные типы мотоциклетных генераторов. Не сетуйте на краткость описания — это всего лишь обзор. Теперь, по-видимому, надо поговорить подробнее об устройстве и работе систем энергоснабжения мотоциклов разных классов. Но это — в следующих материалах. Сейчас же обратите внимание на таблицу. Она, на мой взгляд, наглядно представляет все то, о чем шла речь в статье; из нее хорошо видно, как совершенствовались генераторы по мере возрастания требований к электрическому оснащению мотоциклов.
  |
Тип генератора |
Где установлен |
Мощность, Вт |
Напряжение, В |
Тип тока |
Тип возбуждения |
Конструктивное исполнение |
Примечание |
Мопеды, мокики |
Г-420 |
"Рига-4" "Рига-12,16" "Верховина-3...6" |
18 |
7 |
Переменный |
Постоянными магнитами |
Консольный маховичный |
Цепи зажигания и освещения выполнены раздельно |
  |
26.3701 |
Все последующие модели рижских и львовских мопедов и мокиков |
45 |
7 |
-"- |
-"- |
Консольный с внутривра-щающимся ротором |
Добавлена цепь стоп-сигнала |
  |
Г-401 |
М-104 " Ковровец- 175А" |
35 |
7 |
Переменный |
Постоянными магнитами |
Консольный с внутривра-щающимся |
Цепи зажигания и освещения выполнены раздельно |
Легкие мотоциклы |
Г-411 |
М-105, М-106 "Ковровец-175.Б,В" |
50 |
7 |
-"- |
-"- |
-"- |
Добавлена цепь стоп-сигнала |
  |
Г-421 |
ММВЗ-3.111 "Восход-2" |
65 |
7 |
-" |
-" |
"- |
Добавлена цепь указателей поворотов |
  |
Г-427 |
ММВЗ-3.115 "Восход-2М" "Восход-3" |
65 |
7 |
-"- |
-"- |
-"- |
Имеет индуктивный датчик электронной системы зажигания |
  |
43.3701 |
ММВЗ-3.112.1 "Восход-ЗМ" |
65 |
14 |
-"- |
-"- |
-"- |
То же |
  |
80.3701 |
ММВЗ-3.113 ММВЗ-3.112.12 "Восход-ЗМ-01" ЗДК-175-4ШП |
90 |
14 |
-"- |
-"- |
-"- |
То же |
Мотоциклы среднего класса |
Г-36М7 |
"ИЖ-П2" "ИЖ-ПЗ" |
45 |
7 |
Постоянный |
Электромагнитное |
Консольный с внутривра- щающимся ротором |
Цепи не разделены |
  |
Г-36М8 |
"ИЖ-Ю2" "ИЖ-ЮЗ" |
45 |
7 |
-"- |
-"- |
-"- |
То же |
  |
ИЖ-ГП1 |
"ИЖ-ПС" |
100 |
14 |
Трехфазный переменный |
-"- |
-"- |
То же |
  |
28.3701 |
"ИЖ-П4" "ИЖ-Ю4" |
100 |
14 |
-"- |
-"- |
-"- |
То же |
  |
281.3701 |
"ИЖ-П5" "ИЖ-Ю5" |
140 |
14 |
-"- |
-"- |
-"- |
То же |
  |
ДС-1 |
Модификации мотороллеров ТМЗ, мотоцикл "Тула" |
87,5 |
14 |
Постоянный |
Постоянными магнитами |
Консольный маховичный |
Может работать в качестве стартера |
Тяжелые мотоциклы |
Г-414 |
Мотоциклы Киевского и Ирбитского заводов до 1974 года (К-750М, К-650, МТ-9; М-62, М-63, М-66) |
65 |
7 |
Постоянный |
Электромагнитное |
Автономный |
Цепи не разделены |
  |
Г-424 |
Те же мотоциклы после 1974 года (МТ-10; М67-36, ИМЗ-8.103) |
150 |
14 |
Трехфазный переменный |
  |
-"- |
То же |
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.