Текст: Артем Ачкасов
Корпорации SRAM,
купившей Rock Shox
несколько нет назад,
достался трудный ребенок.
Поэтому первые год выпуска
специалисты SRAM были
сосредоточены не столько
на запуске новых продуктов,
сколько на доведении качества
уже выпускающихся вилок до ума.
Главной новинкой года стала абсолютно
новая система демпфирования Motion Control,
впервые примененная на вилках Rock Shox Pike
и Reba 2005. Фактически речь идет не только
о новом демпфере, но и о новой платформе в целом.
Но обо всем по порядку.
Reba - это полностью новая, легкая универсальная вилка, имеющая ноги увеличенного диаметра (32 мм против традиционных
для прошлых RS тридцати) из труб Easton EA70, мощные цельно-литые магниевые штаны, регулируемый в диапазоне 85 - 115 мм
ход и весящая в сборе 1723 гр (это результат тестового взвешивания с рулевой трубой длиной 19 см и весьма увесистой
удаленной блокировкой). Хотя по описанию вилка похожа на Fox Float/Vanilla, сходство это - мнимое. По ощущениям вилка
от Rock Shox жестче и эта жесткость достигнута путем многих изящных решений. Корона имеет скошенные грани, при этом она
обхватывает большую часть ноги (стойки) вилки, нежели на предыдущих моделях. Горилла (тормозная арка) имеет пространственную
коробчатую конструкцию - она значительно жестче на скручивание, нежели обычная плоская горилла. Дропауты (петухи) также
выглядят весьма внушительно. Большинство необходимых регуляторов (даже колпачки на клапанах) сделаны из фрезерованного
алюминия, что вызывает ностальгию и заставляет вспомнить лучшие вилки прошлых лет. Шкала-индикатор хода вилки
расположена непосредственно на ноге вилки, что облегчает регулировки.
Одна из новых технологий, примененная впервые именно в Reba Race -это новая система быстрого изменения хода U-Turn Air.
Система принципиально аналогична уже хорошо известной и удачной системе U-Turn со стальной пружиной, однако имеет все
преимущества, ранее являвшиеся привилегией полностью воздушных систем Dual Air, а именно широкий диапазон настройки и небольшой вес.
Отдельного упоминания достоин и новый демпфер Motion Control. Он имеет две основных регулировки - регулятор низкоскоростного
сжатия (с возможностью блокировки) и собственно упомянутый чуть выше Floodgate. Схема работы регулятора низкоскоростного сжатия
уже хорошо отработана и не является революционной -это относительно простой механизм изменения размера отверстия, через которое
перетекает масло при срабатывании вилки. Чем отверстие больше, тем вилка «живее». Уменьшение отверстия вызывает
замедление работы вилки. В принципе правильно подобрав размер «дырки», можно регулировать поведение вилки на различном
рельефе. Однако отсутствие обратной связи (например, зависимости работы демпфера от скорости) делает эту регулировку не
универсальной.У вас не получится одновременно «зажать» демпфер, чтобы байк не клевал носом при педалировании и
торможении и «распустить» его, чтобы вилка обрабатывала множественные неровности на большой скорости. Отличие
демфера Motion Control, примененного на вилке Reba, от разработок конкурентов состоит в применении дополнительного регулятора
Floodgate. На первый взгляд Floodgate позволяет регулировать устойчивость вилки на пробой в «зажатом» состоянии.
Однако в отличие от вилок типа Fox RLC, демпфер МС работает всегда, а не только когда вилка заблокирована.
Можно использовать Floodgate только на заблокированной вилке, но тогда вы лишите себя удовольствия наблюдать следующие явления:
1) Регулятор низкоскоростного сжатия сильно «зажат» для предотвращения раскачки при торможении и педалировании, но
при почти полностью открытом Floodgate'e вилка по-прежнему обрабатывает неровности, особенно большие и особенно на большой скорости.
2) Регулятор низкоскоростного сжатия почти открыт для лучшей обработки мелких неровностей, но при почти полностью закрытом
Floodgate'e, вилка отлично обрабатывает сильные удары и не пробивается.
3) Регулятор низко скоростного сжатия и Floodgate «распущены»
для суперплюшевой работы, вилка одинаково хорошо глотает неровности любого размера и радует суперлинейной работой (как у вилок
со стальной пружиной)
Новая удаленная блокировка PopLoc Adjust имеет очень хорошую эргономику и прекрасно сосуществует с любыми манетками -
особенно с триггерными шифтерами 5RAM. Подушечка широкая, ее положение соответствует естественному хвату. Регулятор PopLoc
имеет удобную кнопку сброса (из анодированного алюминия) к настройке по умолчанию, причем в отличие от предыдущей генерации
удаленных блокировок дефолтное значение может быть любым по вашему выбору.
Как это работает?
А работает превосходно! По сравнению например с Psylo Race «воздушные» технологии Rock Shox продвинулись далеко
вперед. За исключением очень короткого периода приработки деталей, все в этой вилке только радует! На протяжении нескольких
месяцев вилка работает очень плавно, без заеданий. Одна из сильных сторон вилки - широчайшие возможности ее настройки. Комбинация
независимых регулировок высоко-и низкоскоростного сжатия позволяет достичь уверенной блокировки (как у хорошо настроенной вилки
RS с демпфером Pure), стабильности при педалировании (как у SPV вилок Manitou первого поколения) и абсолютной обработки больших и
малых неровностей на любой скорости ( как у вилок Marzocchi с вилкой HSCV).
Размышления
Трудно сравнить Reba Race с остальными вилками, присутствующими на рынке, потому что ни у кого из конкурентов нет вилок с
такими гибкими возможностями регулировки демпфера. Возможность комбинации «зажатого» демпфера и обработки
неровностей, прогрессивная характеристика работы, отличные характеристики. Еще одно важное преимущество Reba - это
жесткость конструкции, как торсионная, так и латеральная. Даже при сильных боковых нагрузках вилка четко фиксирует колесо
без перекосов. Reba не менее жесткая, чем аналогичные Fox, и, вне всякого сомнения, заметно жестче вилок с 30-и миллиметровыми
ногами, например Manitou Minute 2.
Минусы
Минусы вилки? Все они относительны. Начинка вилки не блещет россыпью фрезерованных деталей, там нет карбона титана и
всего того, что можно назвать high-end. Но нужно ли это? Вилка имеет одну основную задачу - держать колесо
«приклеенным» к грунту при проезде неровностей, торможении, разгоне. И в этом аспекте неважно, что внутри, важно,
как оно работает и как его можно настроить. А поскольку качество вилок Rock Shox за последние годы заметно выросло, можно
смело предположить - кажется, в классе легких универсальных вилок появился новый лидер!
Источник материала : журнал "Mountain Biker"