Валерий КОЖЕВНИКОВ.
Статор генератора снят. Замок цепи разобран.
|
Двигатель готов к разборке.
|
Чуть поверните вал кикстартера и извлеките сектор.
|
Дальше - сняли цепь, разъединив ее замок. Предварительно вынув щетки из гнезд (чтобы не повредить их о контактные кольца ротора), демонтировали статор. Претензий к генератору не было, так что провода оставили на месте, а сам статор подвесили на педали тормоза. На всякий случай покачали ротор вверх-вниз: явного люфта не обнаружили.
Карбюратор удобнее демонтировать вместе с впускным коллектором. Удалили воздушный фильтр, отсоединили корпус резонатора от рамы и отодвинули назад. Чтобы было легче снять выпускные патрубки, открутили болт, крепящий глушители под рамой, и ослабили их гайки. Последним сняли рычаг переключения передач вместе с тягой. Двигатель свободен! Открутив гайки и вынув один длинный болт заднего крепления и четыре переднего, извлекли мотор из рамы и уложили на стол.
Сняв крышки головок цилиндров и сами головки, отметили, что резиновые уплотнительные кольца сохранили упругость и не расплющились - значит, их можно установить снова. Медленно, придерживая поршни (чтобы не ударились о картер), демонтировали цилиндры. Расстояние между усиками стопорных колец поршневых пальцев так мало, что извлечь их с помощью пассатижей сложно. Пришлось кольца «выкручивать», ухватившись клещами с тонкими губками за один из усиков... Конструкторский просчет или виной всему низкое качество изготовления? Скорее, качество. Раньше на «Юпитерах» эта операция проходила гораздо легче. Забегая вперед, замечу, что вставить их на место еще сложнее. Приходится сжимать, чтобы усики надвинулись друг на друга. Получается с третьей-четвертой попытки. Натяг, с которым пальцы запрессованы в поршни, символический, поэтому найти или изготовить съемник для выпрессовки желательно, но необязательно: их можно выбить через выколотку легкими ударами небольшого молотка. Только попросите друга придерживать при этом поршень с другой стороны.
Все парные детали поршневой группы промаркировали (чтобы при сборке каждую установить в свой цилиндр), поршни, цилиндры, пальцы, игольчатые подшипники и отверстия в верхних головках шатунов тщательно изучили и измерили. И расстроились: первоначальный «диагноз» не оправдался: все в норме! Ни задиров, ни следов чрезмерного износа нет.
Значит, причина стука не в поршневой группе, а, скорее всего, а коленвале. Покачали шатуны, чтобы проверить зазор в подшипнике нижней головки. И он - тоже в норме! Значит, нужно двигаться к коренным подшипникам.
Лучше всего застопорить коленвал, вставив между щеками стальной пруток (выделен красным) и уперев в него нижнюю головку шатуна.
|
Простейший способ открутить гайку ведомого барабана сцепления (помните: резьба - левая!).
|
Крышки кривошипной камеры вынимаются при помощи ключа-съемника из штатного набора.
|
Сливать масло из КП мотора «Юнкера», установленного на раме, неудобно. Поэтому мы, когда предстоит полный ремонт мотора, спиваем масло только тогда, когда он окажется на столе. Что и сделали. Некоторые мотоциклисты, чтобы облегчить свою участь, сливают масло, сняв левую крышку двигателя. Это не самый лучший способ, ведь немного масла и большая часть продуктов износа остается в полости коробки передач.
Левую крышку снимаем вместе с помпой. Впоследствии при сборке нужно проследить, чтобы усики попали в пазы ведущей звездочки. Они очень хрупкие, и, если промахнетесь, - сломаете. Открутив винты, крепящие крышку, обстучали киянкой разъем, чтобы детали легче разошлись.
Чтобы открутить болт ротора генератора, застопорили коленвал - вставили металлический пруток между щеками его правой части, уперев в него нижнюю головку шатуна. Не бойтесь что-либо повредить в кривошипной камере: усилия, с которым болт откручивается, для этого недостаточно. Чтобы снять ротор, воспользовались съемником из набора инструмента, прилагаемого к мотоциклу. Перед откручиванием болта ведущей звездочки моторной передачи коленвал застопорили таким же образом, но только левую часть. Но торопиться с этим болтом не стали. Дело в том, что, выкручиваясь, он играет роль съемника - тянет за собой звездочку. Цепь при этом перекашивается. Как она ни прочна, повредить ее легко. Чтобы избежать неприятности, нужно сначала разобрать механизм сцепления.
Открутили гайки пружин и сняли выжимной диск. Вынули оба штока и поймали шарик, попытавшийся «удрать». Чтобы открутить гайку ведомого барабана сцепления (она с левой резьбой!), нужно приспособление, блокирующее оба барабана. Если его нет, то сойдет и небольшой винтик («Мото», 2004, № 3, рубрика «Мозгодром»). Существует старый народный метод стопорения моторной передачи, при котором между цепью и одной из звездочек вставляют отвертку. А потом долго ломают голову: почему под левой крышкой появился стук? Это грохочет поврежденными звеньями цепь или перекошенный зуб. После того, как вынули ведомый барабан вместе с дисками сцепления, можно откручивать болт ведущей звездочки. По мере ее подъема приподнимали и ведущий барабан. Чтобы вынуть сектор кикстартера с валом, надели на него штатный рычаг, слегка повернули по ходу вращения и потянули на себя. Будьте осторожны! Зазеваетесь - получите по рукам освободившейся пружиной.
Пришло время разобрать картер. Первым делом ослабили болт маховика. Для этого положили мотор на правый бок и сняли крышку полости, в которой он вращается. Масла там было достаточно. Сразу видно - в этом моторе уже кто-то хозяйничал. На заводе при сборке используют белый герметик, а здесь висят лохмотья красного. Усилие затяжки болта, стягивающего маховик, очень велико. Чтобы его открутить, запаситесь прочными головкой «на 17» и воротком, а также трубой, чтобы нарастить плечо воротка. Пока возились с маховиком, из правой кривошипной камеры натекла лужица масла. Видимо, с сальником левой цапфы правого коленвала не все в порядке.
Ротор генератора также снимается с цапфы коленвала при помощи «штатного» съемника.
|
Чтобы ослабить болт маховика, мы воспользовались вазовским баллонным ключом, нарастив его рычаг трубой. Вокруг окошка видны остатки герметика, нанесенного неизвестным «мастером».
|
Располовинили!
|
Также см. статью Иж «Юнкер»
Также см. статью ИЖ-6.903
Также см. статью Тюнинг Юпитера
Также см. статью Продли путь «Планеты»
Также см. статью Характеристики Планеты-Спорт
Также см. статью Мотоцикл ИЖ - самая обычная "Планета"
Также см. статью Jawa-350/634 и «Иж-ПС 350»
Также см. статью Форсировка мотора «ИЖ-ПС»
Также см. статью Модернизация двигателя «Юпитера»
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.