Борис ДАХНОВСКИЙ
Сразу оговоримся, если вам предлагают подшипник подходящего размера, но без обозначения, а тем более без клейма изготовителя, не связывайтесь: на 99% это брак, и его можно использовать лишь в колесах садовой тележки. Сделать выбор деталей для японского мотоцикла бывает непросто. Далеко не всякому японскому подшипнику можно найти европейский аналог (европейских деталей в магазинах в наличии гораздо больше, а если придётся заказывать, то из Европы их доставят гораздо быстрее). В таких случаях приходится подшипники дорабатывать: проточить алмазным резцом канавку, снять одну-две десятых (не более). Для грамотного токаря это не составит труда.
Когда идёте в магазин, нужно знать марку подшипника, в каком узле и какого мотоцикла он установлен. А лучше всего принести изношенную деталь как образец. Не гонитесь за «фирмой»: в большинстве европейских автомобилей и мотоциклов используются подшипники SKF, разложенные в упаковки с логотипом изготовителя транспортного средства. Без «лейбла» они стоят раза в два дешевле, при том же качестве.
На японские мотоциклы часто устанавливают подшипники японской фирмы Коуо. Им также легко найти замену среди ничуть не уступающей по качеству продукции SKF. Единственная сложность - среди японских деталей почему-то часто встречаются те, что изготовлены в дюймовых единицах измерения. Тут два выхода: либо точить переходные втулки или подгонять подшипник, либо заказывать то, что вам нужно, в Японии. Если в узле на валу установлены два подшипника, а износился только один, замене подлежат оба - долговечность уцелевшего оценить невозможно. Может случиться, что уже вскоре он не только сам развалится, но и угробит соседний.
VBF - обозначение подшипников Волгоградского подшипникового завода (бывшего ГПЗ-23). Детали, которые там выпускают, сравнимы по качеству с зарубежной продукцией.
Обычно подшипник плотно сидит и на валу, и в отверстии. Важно, чтобы вращение происходило только между обоймами. Проскальзывание обойм относительно посадочного места недопустимо! Часто для облегчения сборки туго насаживается только одна из обойм, а другая закрепляется с торца гайкой или придавливается крышкой.
В конических подшипниках зазор регулируется смещением (обычно - нижней обоймы) по оси. Так же регулируется зазор в радиально-упорных подшипниках. Он задаётся не изготовителем подшипника, а конструктором узла, ведь в каждом случае условия применения подшипника могут быть разными. Как правильно собрать такой узел, - об этом можно узнать только в инструкции к мотоциклу.
перечень подшипников, соответствующих их ГОСТу, применяемых в отечественных мотоциклах |
||
---|---|---|
Шариковые подшипники |
||
№ подшипника |
Мотоциклы |
Автомобили |
104 |
«Минск» - КПП; «Иж» - барабан сцепления |
  |
110 |
«Днепр» - дифференциал, редуктор |
  |
201 |
«Рига», «Карпаты» - колёса; «Минск» - КПП; «Пилот» - КПП |
ВАЗ. «Ока», «Таврия» - генератор КамАЗ, КрАЗ- ТНВД |
202, 60202 |
«Пилот», «Минск» - колёса; «Восход»*, «Тула» - КПП |
«Таврия» - натяжной ролик; КрАЗ, МАЗ, БелАЗ - регулятор оборотов |
203 |
«Минск», «Восход»*, «Тула» - КПП; «Иж» - ступицы колёс, КПП |
Все модели ГАЗ - коленвал; КрАЗ, МАЗ - помпа |
60203 |
«Пилот» - КПП |
  |
204 |
«Минск» - коленвал; «Иж», «Тула» - КПП; «Днепр» - распредвал, дифференциал, редуктор |
  |
6204К2Ш(АШ) |
«Пилот» «Восход»* -коленвал, колёса, звёздочка колеса |
  |
60204 |
«Минск» - муфта главной передачи |
  |
205 |
«Урал», «Днепр» - КПП, распредвал; «Иж» - звёздочка колеса, коленвал; «Тула», Jawa - коленвал |
«Ока» - балансирный вал; ВАЗ - КПП, КамАЗ - КПП, рулевой механизм |
206 |
«Днепр» - редуктор |
«Москвич» - КПП, «Газель» -подвесной подшипник |
6206 |
Jawa - коленвал |
  |
207 |
«Муравей» - редуктор; «Урал» «Днепр» - главная передача; «Урал» - коленвал |
«Таврия» -дифференциал; КамАЗ -ТНВД, компрессор; ЗИЛ, ЛиАЗ, КрАЗ, МАЗ -компрессор, коробка отбора мощности |
209 |
«Днепр» - коленвал |
«Нива» - «раздатка»; ЗИЛ, ГАЗ - КПП |
302 |
Jawa - колёса |
ВАЗ-01-07, «Ока», «Таврия» - генератор |
303 |
Jawa, «Днепр» - КПП |
  |
304 (304К) |
«Урал», «Днепр» - КПП; «Иж» - коленвал |
  |
60304 |
«Пилот» - опора ведомой звёздочки |
КрАЗ - шкив вентилятора |
305 |
Jawa - коленвал |
ВАЗ, ЗАЗ-968 - КПП; «Волга», «Газель» - 5-ст. КПП; «Нива» -«раздатка»; «Таврия» - КПП; ЛиАЗ, ЛАЗ - генератор; КамАЗ - гидромуфта, ус. руля, ТНВД; КрАЗ, МАЗ - ТНВД, шкив вентилятора |
306 |
Jawa - средняя шейка коленвала |
ВАЗ-01-07 -КПП; «Нива» -«раздатка», КПП, передняя полуось, «Москвич» - КПП |
Роликовые и игольчатые подшипники |
||
---|---|---|
12204 |
«Урал» - КПП |
  |
192206 |
«Иж» - КПП |
  |
42209 |
«Днепр» - коленвал |
  |
42305 |
«Тула» - коленвал |
  |
2505КМУ |
«Иж» - коленвал |
  |
904700 |
«Урал» - крестовина кардана |
  |
874901 |
«Урал», «Днепр» - КПП |
  |
  |
Роликовые конические подшипники |
  |
7204 |
«Днепр», «Урал» - ступица колеса |
«Таврия» - задние колёса; КамАЗ, КрАЗ, МАЗ, БелАЗ -ТНВД; ЗАЗ-968 - передние колёса |
Радиально-упорные подши |
||
746905 |
«Пилот», «Минск» - рулевая колонка |
  |
778706 |
«Иж» - рулевая колонка |
  |
778707 |
«Урал», «Днепр» - рулевая колонка |
  |
Другие подшипники |
||
489700Е |
«Пилот» - механизм выключения сцепления |
  |
822907 |
«Урал» - нижняя головка шатуна (б/колец) |
  |
948066 |
«Урал» - механизм сцепления (б/колец |
  |
3086304-Л |
«Урал» - задняя передача (двухрядный |
  |
* Относится ко всем «Восходам», «Совам» и ЗиД-200.
Благодарим за помощь в подготовке материала
исполнительного директора московской фирмы
ЗАО «Сфера», канд. хим. наук Михаила КАЦА.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.