Борис ДАХНОВСКИЙ
Бывает, придёт байкер в магазин за подшипником, возьмёт в руки, например, 203-й. Посмотрит на него, а там, кроме «203»,
полно других цифр и букв. Продавец, естественно, уверяет: «Бери, - мол, это то, что надо. Остальное - ерунда...» Нет,
не ерунда.
Разобраться в маркировке подшипников непросто. Классификация возникла с начала их серийного выпуска. Было это давненько, и с тех
пор появились новые размеры и типы. Чтобы вписать их в существующую систему, обозначения пришлось усложнить, да до такой степени,
что иной раз и специалист без справочника не разберётся. Мы в дебри забираться не станем - рассмотрим лишь обозначения тех
шариковых и роликовых подшипников, которые могут быть установлены на мотоцикл. Большинство их относится к группе с внутренним
диаметром от 10 до 95 мм и соответствуют ГОСТу 520-2002.
В обозначении может быть до 19 цифр и букв. Чем знаков больше, тем уникальнее узел, для которого подшипник предназначен. А
некоторые цифры и вовсе нужны лишь для оформления документации.
В обозначении три части - основная и дополнительные: левая и правая. Наиболее важную информацию содержит основная. Обязательны
только первые три цифры основной части (здесь и далее следите за направлением нумерации по схеме). Остальные, если параметры, которые
они обозначают, относятся к «нормальной» или 0-группе, не указываются. «О» вместо них ставится в случае,
если после него выбить другие цифры. Дополнительные части могут отсутствовать, они появляются только тогда, когда какой-то показатель
отличается от стандартного (обозначенного цифрой «О») или «нормального».
75-206Б1Т (подшипник сконструирован для работы при повышенных температурах):
06 - внутренний диаметр 30 мм; 2 - лёгкая серия наружных диаметров; 5-5 класс точности;
7 - группа с увеличенным радиальным зазором; Б1 - бронзовый сепаратор; Т - рабочая температура до 160°С.
Основная часть
Первая и вторая цифры определяют главный размер - диаметр отверстия в подшипнике. Чтобы его узнать, диаметр делят на 5. То есть,
при диаметре 30 мм в обозначении будет указано 06. При внутреннем диаметре меньше 20 проставляют код: 10 мм - 00; 12 мм - 01;
15 мм - 02 и 17 мм - 03. Если диаметр отличается от перечисленных, выбирают код самого близкого к нему размера.
Если по коду внутреннего диаметра можно узнать более или менее точную величину размера, то третья цифра в обозначении подшипника
указывает на серию наружных диаметров.
Из кода типа подшипника можно узнать, что он: шариковый радиальный (0), роликовый радиальный с короткими роликами (2),
игольчатый (4), шариковый радиально-упорный (б), роликовый конический (7), шариковый упорный (8). Есть и другие, но в мотоциклах
они пока не встречаются.
Последовательный ряд обозначений ширин подшипников выглядит так: 7; 8; 9; 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6. Причём, слева - направо ширина
увеличивается. О и 1 считаются «нормальными» и не обозначаются.
6-7204А (в скобках зарубежное обозначение): 04 - внутренний диаметр 20 мм; 2 - лёгкая серия наружных диаметров; 7 - конический; 6-6 класс точности; А - повышенная грузоподъёмность (присутствие этой буквы особенно ценно для роликовых подшипников).
Дополнительная левая часть
Несмотря на то, что класс точности вынесен в дополнительную часть, это, пожалуй, самая важная характеристика подшипника. Она
свидетельствует о качестве изготовления. От худшего к лучшему классы располагаются так: 8; 7; 0 (или «нормальный»);
6Х (только у роликовых подшипников); 6; 5; 4; Т; 2. Более или менее приемлемая точность начинается с 0 - класса, который по новому
ГОСТу называется «нормальный». К 7 классу относятся низкокачественные подшипники, а 8-й, по существу, - отходы
производства. В последнее время некоторые заводы перестали наносить на подшипники маркировку 7 и 8 классов точности и ограничиваются
записью о классе в сопроводительной документации. Это просто подарок работникам рынков! Ведь заводская цена на эти изделия
«смешная». Если увидите подшипник без этого обозначения по очень соблазнительной цене, не связывайтесь с ним!
Оптимальное соотношение цены и качества подшипников для большинства узлов мотоциклов и автомобилей (по крайней мере, отечественных)
сосредоточено в 6 классе точности. Если речь идёт о спортивном или гоночном мотоцикле, есть смысл поискать деталь 5 класса.
Такие фирмы, как SKF (Швеция), FAG и INA (Германия), Коуо и NSK (Япония), Timken (США) не указывают класс точности подшипников,
составляющих их рядовую, массовую продукцию. Поэтому можно по ошибке отнести такие детали к нулевому классу точности. В
действительности они превышают 6 класс и подходят вплотную к 5-му.
Источник материала : журнал "МОТО"