А. ВОРОНЦОВ
«Нортон Коммандер» — современный мотоцикл и для мототуристов, и для полицейских патрулей.
Новый главный конструктор фирмы — Уолтер Мур - решил заняться прежде всего спортивными моделями. Дорожные «Нортоны» были превосходны, а вот на гоночных трассах их преимущества были не столь убедительны. Мур сделал ставку на двигатели с верхним расположением распределительного вала. Алек Беннет на «Нортоне» с таким двигателем выиграл «Турист Трофи» 1927 года, и с тех пор началась золотая эра в истории фирмы. Всего на гоночных мотоциклах фирмы до второй мировой войны было завоевано 18 побед на трассе острова Мэн в классах 350 и 500 см3. Лишь в конце 30-х годов их оттеснили более мощные и сложные итальянские и немецкие мотоциклы, с многоцилиндровыми двигателями и наддувом.
Во время войны борьбу за спортивные успехи пришлось отложить. Мотоциклы «Нортон» служили в союзных войсках, и служили неплохо — более ста тысяч машин было выпущено в те годы. А после победы вновь возобновилось и производство спортивных моделей. В 50-е годы восемь раз английские гонщики на мотоциклах «Нортон» становились чемпионами мира.
В конце 40-х уже общепринятым стало подрессоривание заднего колеса, но, как правило, это была свечная подвеска — жесткая и чувствительная к износу. И когда на гоночных мотоциклах «Нортон» в 1950 году впервые появилась подвеска знакомого нам маятникового типа, то новая ходовая часть сразу получила прозвище «Featherbed» («перина»). Она давала не только мягкость хода, но и отличную управляемость - в основном за счет этого мотоциклы фирмы могли сражаться с превосходящими их по мощности многоцилиндровыми итальянскими машинами. Гоночные мотоциклы «Нортон» были самыми популярными лошадками гонщиков-любителей вплоть до начала 70-х годов, хотя их серийное производство закончилось еще в 1963 году. На счету гонщиков, выступавших на мотоциклах этой марки, 62 победы в гонках чемпионата мира, причем последний Гран-при был взят в 1969 году - через шесть лет после того, как последний гоночный мотоцикл был выпущен фирмой!
|
|
«Нортон Коммандо» 1975 года — один из последних классических британских мотоциклов. | «Нортон F1» — наследник спортивных традиций фирмы. |
Вершиной стала появившаяся в 1967 году «Коммандо» с 750-кубовым двухцилиндровым двигателем, подвешенным в дуплексной раме на резиновых сайлент-блоках. Конструкция выражала лучшее, что ожидали от мощного британского мотоцикла — силу, динамику, управляемость.
Увы, качество изготовления мотоцикла предъявляемым требованиям никак не соответствовало. Конец 60-х и начало 70-х годов были временем кризиса, который мотопромышленность Англии пережить так и не смогла. Лихорадочные объединения и слияния, перетасовка руководства, закрытия заводов — все это не способствовало борьбе за качество. В то же время японские фирмы, до того специализировавшиеся на мотоциклах малого и среднего рабочего объема, смело осваивали большие кубатуры, вытеснив британские фирмы с рынка. Ушли в небытие великие марки: БСА, «Велосетт», «Матчлесс»... «Нортон» продержался до середины 70-х годов. В 1977 году были собраны последние 1500 мотоциклов модели «Коммандо». На этом, казалось бы, в истории фирмы можно было поставить точку.
Но осталась группа энтузиастов, сохранивших многообещающий проект роторного двигателя. Они купили здание старой фабрики и добились правительственных субсидий. В 1983 году британские полицейские оседлали, первые два мотоцикла «Нортон Интерпол» с роторным двигателем. До 1987 года полиция и армия получили 330 таких мотоциклов, а с 1988 года роторные «Нортоны» поступили в широкую продажу. Фирма даже вернулась - и с успехом - на гонку «Турист Трофи»: уже несколько лет. гоночные «Нортоны» неизменно занимают первые места в своем классе, несмотря на конкуренцию японцев. Сейчас фирма выпускает несколько моделей, уже завоевавших признание мотоциклистов. Так же, как и знаменитые «Нортоны» прошлого, они отличаются динамикой, управляемостью и надежностью.
Фото любезно предоставлены
фирмой Norton и Norton
Owners Club
(Великобритания)
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.