Вадим Евдокимов
Наш манекен держится мужественно. Ему предстоит протащиться 400 метров по асфальту на спине и на животе
Производители высокотехнологичных текстильных материалов уверяют нас в превосходстве защитных свойств своей продукции. Разработчики одежды из кожи ссылаются на параметры износостойкости, которых не достигает ни один из синтетических продуктов. Мы решили СРАВНИТЬ НА АСФАЛЬТЕ шесть различных комбинезонов, чтобы на практике узнать истину.
Реклама в мотоциклетных изданиях ничем не отличается от рекламной экспансии стиральных порошков. Вот уже многие десятилетия белье с появлением каждого нового или улучшенного стирального порошка становится все белее и чище. Аналогично этому каждая новая текстильная ткань, попадающая на рынок уже в виде мотоциклетной одежды, обещает революционный скачок в таких вопросах, как защитные функции, прочность на разрыв и износостойкость.
В доказательство приводятся различная статистика и диаграммы, за которыми скрывается лозунг «Лучше, чем Ваш старый кожаный костюм». Однако как покажет себя прошедший испытания в лаборатории чудо-костюм на дороге? Из гигантской массы предложений мы выбрали типичную продукцию и подвергли ее тесту на истирание. Конечно, полностью реальные события в этом эксперименте не воспроизвести - водитель мотоцикла при падении «летит» самым непредсказуемым образом, зато такой экстремальный способ позволяет оценить степень защиты комбинезонов от протирания на асфальте.
Девять километров пряжи из материала 500D весят соответственно 500 грамм ( D-Denier указывает вес в граммах нити длиной 9000 метров ). Чем выше вес пряжи, тем большую нагрузку может выдержать ткань. Часто применяются дополнительно обработанные варианты ткани, например, кордура, выдержавшая значительно большую нагрузку. Естественно, сопротивление трению зависит и от температуры плавления текстильного волокна. В зависимости от толщины волокна она находится в пределах между 200 и 250 °С. При падении в разгаре лета на сухом асфальте этих параметров можно достичь достаточно быстро. Новинкой в разработке текстильных изделий являются арамидные ткани, с точкой плавления на уровне в 450°С. Усиливает защиту сложенный вдвое материал или многослойная кевларовая ткань, препятствующая быстрому истиранию в особо подверженных трению при падении местах.
Под кожей
Что касается внешнего вида, то за последние двадцать лет у кожаных комбинезонов изменился только дизайн. По сути, это те же плотно облегающие тело костюмы. Основное же развитие получило то, что находится под звериной шкурой, в среднем имеющей толщину 1,2 мм. Элементы защиты, соответствующие нормативам ЕС, в области суставов определяют уровень оснащенности почти всех кожаных комбинезонов.
То, что еще может смягчить удар и таким образом сократить риск переломов, с другой стороны, оказывает сильное воздействие на материал мотоциклетной одежды изнутри. Именно элементы защиты, расположенные под внешней оболочкой принимают на себя все воздействие сил трения. Естественно, при этом материал комбинезона часто протирается насквозь.
На первый взгляд это кажется опасным, однако поверхность элемента защиты в большинстве случаев обладает еще достаточным резервом толщины материала, чтобы нейтрализовать энергию трения. Частично поверхность даже бывает покрыта кевларовым фетром, который очень устойчив к трению.
Теперь мы подходим к главному вопросу сравнения концепций: есть ли преимущества у текстильных волокон перед кожей? Наши тесты четко показали: даже если использовать текстильный костюм «с чрезвычайно устойчивой к трению тканью», он все равно не обеспечивает той защиты от трения, свойственной даже недорогим кожаным костюмам. Естественно, уровень защиты кожаного костюма ослабляется по швам. Если швы недостаточно хорошо защищены, то именно по ним костюм может «дать трещину». Слабые места возникают именно там, где натуральный продукт - кожа - соединена с синтетической тканью.
Если кто-то захочет приобрести текстильный костюм с аналогичными коже свойствами устойчивости к трению, ему придется выложить немалые деньги. Только используя арамидные волокна, можно достичь параметров, которые предлагает костюм из коровьей кожи в несколько раз дешевле. Однако эти высокотехнологичные ткани все еще далеки по своим свойствам оттого что создано природой. Рекордсменом нашего теста стал костюм из кожи кенгуру.
Чтобы имитировать условия падения с мотоцикла, мы поместили в каждый из комбинезонов груз весом в 70 кг, распределенный в мешках с песком между коленями и плечами. Каждый манекен «проехался» на спине и на животе со скоростью 60 км/ч на расстояние 400 м по сухому асфальту средней для второстепенных дорог зернистости. Температура комбинезонов была 18°С, температура дороги составляла в среднем б°С.
Также см. статью Вам это к лицу и к телу. ( Статья о мотоэкипировке )
Также см. статью Мотоэкипировка. Нижнее белье.
Также см. статью Краш-Тест мотоэкипировки. На живом (еще) примере.
Также см. статью С персональной подушкой. Мотоэкипировка.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.