Сколько ни готовь сани летом, весной придется извлекать из кладовки велосипед. Зимний велоэкстрим у нас пока не слишком
приживается. Зря, между прочим, фитнес-нагрузочки там такие, что ни с какими коньками-лыжами не сравнишь. Плюс свежий воздух
и супертренировка вестибулярного аппарата. Ну да ладно. Что там у нас пылится с осени? Ага, сейчас проверим. Чтобы не
испортить бодрое майское настроение во время первой же поездки на двухколесном друге. А заодно и вспомним кое-какие
азбучные велоистины. .
Давление в шинах
Нет специального приборчика — не беда. Можно и на ощупь. Подкачать надо? ОК. Что там у нас с ниппелями? Автомобильные — неплохо.
В случае чего подкачаешь на любой бензоколонке или тормознешь машину. Но если ты в чистом поле или в лесу... Более
продвинутыми считаются велониппели. Они лучше держат давление и стоят на всех хай-эндовых моделях. Единственный недостаток —
придется возить с собой специальный насос. Желательно универсальный. Те, что подороже, — поумнее. Сами распознают тип головки
ниппеля. В тех, что подешевле, придется менять резиновые прокладки самостоятельно. Есть вариант покруче — картриджи со
сжатым СО2. Таким можно мгновенно надуть камеру. Но актуальны они лишь для спортсменов-профи. И любителей понтов.
Вилка
То есть амортизаторы. Навались как следует на руль. Хочешь грудью, хочешь прессом. Если оба амортизатора идут вниз плавно и
синхронно, все в порядке. Если застревают или образуется перекос, смотри дальше. Пневматические, как правило, достаточно
подкачать. К пружинным придется приглядеться повнимательнее. Не приржавели ли где, не забиты ли прошлогодней грязью. Короче
говоря, надо их почистить и смазать жидкой синтетической смазкой. Она продается в любом веломагазине в небольших тюбиках.
Тормоза
Жми на ручки. Одновременно. Но не очень сильно, чтобы проследить, в какой момент они хватают — должны на середине хода
тормозной ручки — и сколь синхронно. Если залипают, надо подтянуть тросик. Обычно достаточно подкрутить регулировочный болтик
в том месте, где тросик крепится к ручке. Не помогло — придется подтягивать с другого конца. И лучше в мастерской. С
гидравлическими тебе самому не справиться. И еще. Надеемся, помнишь, что тормозить всегда надо обеими руками. Не забывая,
что слева — передний, более мощный и резкий тормоз. О
Высота седла
Ясное дело, ради экономии места в кладовке пришлось либо опустить сиденье, либо вовсе его снять. Теперь придется заново
подгонять. Помнишь, как выбрать правильную высоту? Правильно, это когда нога при нижнем положении педали чуть сгибается
в колене. С неудобствами слишком высокого седла ты разберешься сразу. А вот сильно заниженное — садиться так, конечно,
удобнее — даст о себе знать на первой же горке. При подъеме на которую ты совершенно точно сдохнешь. Ноги не будут
достаточно выпрямляться, а стало быть, и эффективность верчения педалей будет нулевая. Здесь никакие переключения
скоростей не помогут. Седло имеет смысл опускать только на очень сложных технических спусках, когда ты, собственно, и не
сидишь на нем, а стоишь на педалях, перенося центр тяжести назад, чтобы повысить управляемость.
Цепь
Проверить, не растянулась ли цепь, без специального прибора не получится. А вот все ли звенья хорошо сгибаются, не
приржавели ли друг к другу — легко. Ржавую цепь надо почистить, старую загрязненную смазку удалить. Для этого существует
растворитель смазки — дегризер, продукт натуральный и экологически чистый. Ну а теперь — новая смазка. Для мокрой
погоды требуется жидкая (о ней уже упоминалось). Для сухой и пыльной — воскового типа. К ней ничего не прилипает,
но смывается она первым же дождем.
Тросики
Проверь рубашки — пластиковые трубочки, в которых двигаются все тросики. И переключения скоростей, и тормозные. На них не
должно быть дырок, а внутри — ржавчины. Если есть — меняй. Обрати внимание, не расплелись ли кончики тросиков, подергай
за наконечник. Если он снимается, плохо дело. Не хочешь обращаться к мастеру — купи набор ключей-шестигранников (он сделан
по принципу швейцарского ножа). Места занимает немного, а в пути может ох как пригодиться.
Источник материала : журнал "Men's Health"