Фото: Steve Densmore
Райдер: Adam Jones
Событие: vans triple crown, minneapolis
Мотоцикл изобрели 118 лет назад. И все это время человеку не терпелось вздыбить «железного коня» как-нибудь да
покруче. Для начала - просто «скачки» наперегонки по дороге. Не очень зрелищно. Тогда - по ипподромам и трекам.
Опять мало. Давай-ка посмотрим, чей «жеребец» повыносливее при езде в гору. Наскучило. Придумали гонки по
бездорожью - мотокросс. Затем заставили «лошадок» играть в мяч - так появился мотобол. Придумали и гонки на
выживание, тысячекилометровые марафоны по дорогам и пересеченной местности, или эндуро. И по льду давай на скорость.
Затем - по вертикальной стене. И вот, наконец, подняли его, родимого, в воздух. Прыгай, мол, кувыркайся. Воздушную джигитовку
назвали мотофристайлом. Силенок у такого коня в десятки раз больше, чем у его биологического собрата. Вот и получилось -
чудовищная мощь «железяки», помноженная на виртуозный акробатизм всадника.
фото: Joe Brady
райдер: Clifford Adoptante
Это впечатляет, заявляю со всей ответственностью. Ибо пару лет назад довелось понаблюдать это зрелище «живьем»
в американском городе Рино, «заместителе» знаменитого Лас-Вегаса. Там проходил этап серии IFMA, Международной
ассоциации мотофристайла. Надсадный рев моторов, рев восторга зрителей, клубы дыма, пыли, грязи. Кругом реклама, все
вокруг какое-то цветное, яркое, праздничное. Происходит все так: 15 спортсменов, приглашенных на соревнования организаторами,
по очереди совершают заезды на своих «Хондах», «Ямахах», «Кавасаках», «Судзуках»,
во время которых взлетают с наклонного, обычно деревянного помоста. В воздухе они демонстрируют свои трюки, от одних
названий которых дух захватывает: «супермен», «сердечный приступ», «гроб», «поцелуй
смерти», «покойник», «цунами», «канкан»... А увиденное и впрямь соответствует
названиям. Разгон, прыжок - и ноги вон с подножек, руки - с руля. Ноги назад, а тело - в воздухе над мотоциклом.
Это «супермен». Следующий супермен и вовсе взметнул ноги в зенит, стоя на одних руках на руле - вот вам «
сердечный приступ». Это под силу не многим, говорят, один из самых трудных трюков. «Гроб» - ноги выброшены
вперед, под руль, а туловище максимально отклоняется назад. Кстати, у «гроба» есть разновидность и посильнее - еще
и руки за голову. Называется - «ленивый парень». «Покойник» лежит на мотоцикле вперед головой, лицом
вниз, держась за руль. «Канканы» и «накнаки» - это вариации на тему переброса одной из ног на
противоположную сторону. При этом используются разнообразные захваты и перехваты - за руль, седло, переднюю и заднюю балки,
двумя руками, одной. Во многих трюках свободные ноги выписывают движения ножницами, эта приправа зовется «индийским
воздухом». А мотоцикл при этом и так, и сяк, и набок, и на дыбы. А потом, при приземлении, высший шик, когда без рук,
без ног (не буквально, конечно). С десяти утра до трех дня все заезды - пробные. Потом перерыв до восьми вечера, после чего -
«разогревающее» соревнование всех пятнадцати участников, по минутному заезду для каждого. Трюки оценивают по
100-балльной шкале судьи (их обычно не больше пяти). По средней оценке, лучшая пятерка прямиком попадает в финал. Для остальных -
еще по одному квалификационному минутному заезду «последнего шанса». Тройка победителей - в финал. Семерка
неудачников - в душ. смывать грязь и позор. Восьмерка финалистов проводит двухминутные заезды на победу, в обратном порядке к
результатам, показанным на предварительном этапе. То есть лучший выступает последним. Лидер сидит на «электрическом
стуле» до тех пор, пока кто-то не обойдет его по очкам и не сменит. Оказавшийся на «стуле» в конце вечера и
будет победителем.
Фото: Steve Densmore
Райдер: Kanny Bartram
Событие: Vans Triple Crown, Minneapolis
Разгон, прыжок - и ноги вон с подножек, руки - с руля. Ноги назад, а тело - в воздухе над мотоциклом. Это «супермен».
Следующий супермен и вовсе взметнул ноги в зенит, стоя на одних руках на руле - вот вам «сердечный приступ». Это
под силу не многим, говорят, один из самых трудных трюков.
Фото: Joe Brady
Немногочисленные профессионалы IFMA соорганизованы в свои собственные команды: East Coast Xtreme. Hessian Aggression, Low Identity,
Metal Mulisha. Это придает больше остроты борьбе на соревнованиях, а также сплачивает парней, считают они. Отцом большинства
базовых трюков и королем мотофристайла называют Майка Метцгера. Нынешний чемпион мира - Кении Бартрам. Интересен Томми Клауэрс
по прозвищу Кот Том, придумавший еще одну разновидность мотофристайла - step up, прыжки в высоту. Мотоцикл «выстреливает»
вверх после разгона метров в десять по экспоненциальному помосту с перепадом высот в три метра. Личные достижения Кота здесь -
35 футов (около 12 м), сломанная ключица и две победы в зимних X-GAMES.
Фото: Steve Densmore
Райдеры: Clifford Adoptante, Derek Burlew
События: Vans Triple Crown, Minneapolis; Grand Rapids, Miami
Соревнования, в которых участвуют эти ребята, - это уже упоминавшиеся серия IFMA и зимние X-GAMES, а также TRIPLE CROWN и
GRAVITY Games (в этом слове -игра смысла, gravity - это и гравитация, которую стремятся преодолеть хоть на мгновение
спортсмены, и серьезность). В России соревнования по мотофристайлу можно увидеть в рамках X-GAMES, проводившихся уже пять раз.
Фото: Joe Brady
Источник материала : журнал "Про экстрим"