Артем Ачкасов
Как выбрать горный велосипед?
Первый велосипед - это как первый сексуальный опыт. Вся дальнейшая личная жизнь сложится в зависимости от того, насколько
он будет удачным. Современный российский рынок насыщен различными предложениями - горные велосипеды теперь стали по
карману практически каждому! От пестроты расцветок, марок и громких названий у человека, решившего сесть на велосипед,
рябит в глазах. Так как же выбрать горный велосипед? Для начала следует определиться с суммой покупки. В настоящее время минимальная
стоимость «правильного» велосипеда для начинающего приверженца здорового образа жизни - около 250-300 долларов.
А все, что стоит дешевле $200, лучше вообще обходить стороной. Помните, мы не слишком богаты, чтобы покупать дешевые вещи!
Оставив «за кормой» безымянные псевдогорные велосипеды, сваренные в грязном гараже из водопроводных труб,
мы должны определиться с типом рамы, уровнем навесного оборудования и предполагаемым назначением велосипеда. А именно -
горный велосипед за 250-300 долларов должен обладать несколькими основными характеристиками, в частности, рамой без
заднего амортизатора, сделанной из алюминия или хромомолибденового стального сплава. Избегайте рам из дешевой стали
(как правило, такие трубы «украшены» аббревиатурой hi-ten). Дешевые стальные велосипеды весят по 16 кг, так что
в руках хрупкой девушки или ребенка такой байк будет не только тяжелым в переноске, но и неуправляемым. Помните - прошли
те времена, когда алюминиевые рамы стоили безумных денег и на велосипедах низшей ценовой категории отсутствовали как класс.
Если вам все же приглянулся велосипед из хромомолибденового сплава (а в нашем обзоре такой всего лишь один), то вам
необходимо знать следующее: хромомолибденовый сплав легче обычного, но в данной ценовой категории однозначно тяжелее
алюминиевого. Следовательно, и без того не очень легкий велосипед прибавит в весе от 500 до 1000 г. Поэтому повторим: при
выборе велосипеда для девушки или ребенка в первую очередь обращайте внимание на велосипеды с алюминиевой рамой. Но если
же вы сами имеете приличный вес, то можете смело брать раму из СгМо — трубы из этого сплава более гибкие и ремонтопригодные.
Теперь то, что касается обязательного отсутствия заднего амортизатора. Судите сами — минимальная стоимость нормального
велосипеда с задней подвеской по крайней мере в два-три раза выше означенного нами ценового порога. Так что можете задать
себе вопрос: стоит ли доверять свое здоровье заведомо нежизнеспособной и опасной конструкции?
Амортизационная вилка
В настоящее время существуют вполне работоспособные дешевые амортизационные вилки, рассчитанные на спокойное катание.
Передний амортизатор значительно снижает вибрации на руле, делая езду более комфортабельной. Однако следует помнить,
что дешевые амортизационные вилки имеют крайне небольшой ход, не очень эффективную и примитивную конструкцию, которая,
как правило, плохо действует при отрицательных температурах. Как уже говорилось, число моделей в данной ценовой группе
очень велико. Для нашего обзора мы отобрали некоторые наиболее интересные в этой категории велосипеды и сравнили их
исходя из технических характеристик и внешних данных. Все байки нашего обзора оборудованы пластиковыми педалями,
безрезьбовыми рулевыми колонками и выносами, а также тормозами векторного типа (ви-брейки).
Rock Machine Hurricane
Примерная цена: $280
Задний переключатель: Shimano Acera
Амортизационная вилка: RST 181
Велосипеды Rock Machine появились на российском рынке несколько лет назад и успели зарекомендовать себя с лучшей стороны
благодаря агрессивной ценовой политике дилера - сети магазинов «Велоимпе-рия» - и высокому соотношению
цена/качество. Oпределенную роль сыграли и крайне успешные выступления спортивной команды Rock Machine/Россия.
Высочайшая популярность привела к тому, что эти велосипеды расхватывают, как горячие пирожки, даже в межсезонье.
В 2003 году модель Hurricane приобрела новую, агрессивную раскраску, которая, несомненно, привлечет любителей выделяться
из толпы. Рама сделана, как у «взрослых», более дорогих байков, из алюминиевого сплава 7005 Т6. На велосипед
установлена амортизационная вилка RST 181, которая имеет упрощенную конструкцию — пружины и небольшой резиновый элемент
(т.н. эластомер). Это означает, что летом она будет более-менее сносно обрабатывать дорожные неровности, а зимой превратится
в жесткую (вилки такого типа склонны к замерзанию уже при нулевой температуре).
По части навесного оборудования Rock Machine приятно выделяется на фоне своих одноклассников - задний переключатель и
манетки Shimano Acera часто встречаются на куда более дорогих моделях! Задняя кассета Suntour имеет 7 звезд, что вкупе
стремя передними (кстати, шатуны в системе Prowheel — алюминиевые!) дает 21 передачу. Этого вполне достаточно для любого
применения. В целом комплектация этого велосипеда оставляет впечатление разумной экономии — например, передний переключатель,
которым обычно пользуются гораздо реже, чем задним, принадлежит к более низкой, начальной группе Shimano TY-32. В то же
время каретка имеет картридж-ную конструкцию, а ободья Weinmann CN-520 — двойные стенки. К слову, такие же ободья
устанавливаются на несколько более дорогих моделях Rock Machine (это касается, впрочем, и других компонентов - рулей,
педалей, выносов и т.д.).
Покрышки Innova, установленные на байк, имеют достаточно агрессивный рисунок и ширину 2 дюйма - универсальный вариант
как для асфальта, так и для бездорожья. Возможные размеры рамы начинаются с 18 дюймов, поэтому этот байк можно порекомендовать
для людей ростом от 170 см. Для невысоких девушек он, возможно, будет слегка великоват, что, впрочем, можно компенсировать,
отрегулировав седло и заменив вынос на более короткий. У рамы имеется сменный петух, который может быть самостоятельно
заменен на новый в случае поломки.
Schwinn Solution AL FS
Примерная цена: $300
Задний переключатель: Shimano Altus
Амортизационная вилка: RST Omni
Schwinn - одно из самых громких имен на мировом рынке. В памяти всех фанатов велосипедного спорта еще не стерлись
воспоминания о былом успехе велосипедов этой марки на спортивной арене. Однако несколько лет назад вместе со своим
кровным братом - компанией GT - Schwinn перешла к новому владельцу, которым стал концерн Pacific. Проведя
реструктуризацию компании, новое руководство уготовило Schwinn участь одного из многих производителей байков ценового
диапазона до $500. Однако позже начальство одумалось, и сейчас Schwinn возвращается к нормальной, полноценной жизни.
Разумеется, это не могло не сказаться и на недорогих моделях фирмы. Рама Schwinn Solution AL FS, как и у большинства
других моделей нашего обзора, сделана из алюминиевого сплава 7005. Чистота линий открывает широту применения - на раму
легко можно установить багажник, крылья или повесить специальную сумку.
Вилка RST Omni имеет простейшую конструкцию и ход 63 мм. Задний переключатель Shimano Altus в «табели о рангах»
расположен классом выше, чем используемый на Fuji или KHS, но проще, чем Асега на Felt или Rock Machine. Манетки Sram
MRX позволяют переключать передачи простым поворотом рукоятки. Общее количество передач - 21. Система и ободья -
алюминиевые, как и на других байках. Велосипед отличает широкий изогнутый руль с подъемом 50 мм - это обеспечивает
отменную управляемость и высокую непринужденную посадку седока. Ручки руля имеют гелиевые подушечки, что делает их
очень мягкими и исключает образование мозолей при езде без перчаток. Седло, по заявлениям производителей, также имеет
анатомическую форму. Байк выпускается в единой раскраске - сине-серебристой. Размеры - от XS (14 дюймов) до L (20 дюймов).
Специальная дамская версия существует только в размере М.
Fuji Boulevard-FS
Примерная цена: $265
Задний переключатель: Shimano Tourney Mega Range
Амортизационная вилка: RST 181CL
Велосипеды Fuji появились на российском рынке совсем недавно и у большинства ассоциируются с известной фотопленкой.
Вместе с тем эта японская компания делает велосипеды более 100 лет - с 1899 года! Более того, в свое время Fuji стала
первой компанией, начавшей продавать велосипеды с 12 передачами и сити-байки с колесами увеличенного диаметра. Тем не
менее Fuji не берет непомерной платы за имя. Наглядным тому примером является Fuji Boulevard FS. Во-первых, алюминиевая
рама Altair 1, на которой построен этот велосипед, используется также и на более дорогих моделях. Само собой, у рамы
сменный петух - в случае поломки его будет можно заменить. Рама имеет фирменную геометрию Fuji - увеличенного диаметра
нижнюю трубу и усиление «косынкой» в районе соединения верхней и подседельной труб. Амортизационная
вилка практически аналогична применяемым на Rock Machine и KHS - простая конструкция обеспечивает гашение вибраций
только при плюсовой температуре.
Вся навеска велосипеда относится к начальной группе Shimano Tourney. Для большего удобства используются манетки типа
грипшифт от Sram. Количество передач - 21. Каретка байка - разборная, что позволяет менять подшипники по мере износа.
Как и на KHS, на Fuji установлены алюминиевые шатуны SR Suntour. Алюминиевые ободья Alex С 1000 имеют небольшой вес,
но проигрывают в прочности своим собратьям на Rock Machine за счет своей одинарной конструкции. Несмотря на невысокий
класс навески, комплектация байка очень сбалансированная, чем достигается эффективность взаимодействия всех компонентов
и удобство использования.
Среди всех байков обзора у Fuji самый широкий диапазон размеров - от 13 до 22 дюймов с мужской геометрией и от 15 до 19
дюймов в дамском варианте. Это позволяет максимально точно подобрать байк под конкретного человека, чему, несомненно,
можно только радоваться. Но из-за невысокого уровня навески велосипед в сборе весит не так уж и мало - 14,8 кг. С
точки зрения цветовой гаммы Fuji также впереди: мужские рамы бывают черного и синего цвета, а женские - синего и
вишневого. На байк может быть одновременно установлено две фляги с водой, что может пригодиться в долгой вылазке на природу.
KHS Alite 300
Примерная цена: $269
Задний переключатель: Shimano CT-95
Амортизационная вилка: Mozo R12OA
Американская фирма KHS, основанная в середине 70-х годов, достаточно хорошо известна на российском и международном рынках.
Основное кредо компании - больше велосипеда за меньшие деньги. Это в равной степени относится как к даунхильным, так и к
недорогим базовым моделям. Модель Alite 300 имеет алюминиевую раму из сплава 7005. оснащенную сменным петухом. Вилка Mozo
R120A практически аналогична модели RST 181 на байках Fuji и Rock Machine (Mozo является дочерней маркой RST). Но в отличие
от Rock Machine байк от KHS оборудован одинарными ободьями - недостаток прочности может сказаться, если вы обладаете большим
весом или часто наезжаете на различные препятствия. Небольшой проигрыш в комплектации ощущается и в трансмиссии -
переключатели и манетки несколько попроще, чем на Rock Machine. Впрочем, большой разницы вы не почувствуете - при
неагрессивном катании она действительно минимальна. Шатуны Suntour, установленные на Alite 300, также сделаны из алюминиевого
сплава, что делает вращение педалей легким и необременительным.
Широкий диапазон размеров - от 13 до 21 дюйма - позволяет точно подобрать велосипед под ваш рост и фигуру. Для девушек,
предпочитающих традиционную геометрию с низко расположенной верхней трубой, существует специальная дамская версия размером
17 дюймов. Благодаря широкому применению недорогих, но достаточно легких компонентов, вес велосипеда не превышает 13,4 кг -
в случае необходимости затащить его на лестницу будет под силу и подростку. Байк существует в двух цветовых решениях -
агрессивный черно-зеленый и строгий черно-белый.
STARK Router
Примерная цена — $27О
Задний переключатель : Shimano Altus
Амортизационная вилка : Mozo R12OA
Марка STARK появилась на российском рынке в прошлом году. Велосипеды сразу зарекомендовали себя как недорогие, но качественные
аппараты, произведенные с применением последних технологических новшеств. Наиболее продаваемой моделью прошлого сезона был
именно Router. Судите сами: профилированная легкая рама из алюминия 6061 со сменным петухом, двойные ободья Alex, 24 скорости!
Вилка Mozo R 120A имеет регулировку сжатия и ход 76 мм. Точно такая же устанавливается на KHS. Алюминиевая система Suntour - как у
большинства байков в нашем обзоре. Проектировщики не поскупились на установку картриджной каретки от VP и тормозов известного
тайваньского производителя Tektro. Используются тормозные ручки, комбинированные с манетками, - Shimano серии ST-EF. Характерное
отличие от остальных моделей обзора - наличие прямого кросскантрийного руля с рогами, что предполагает более спортивное использование.
Диапазон ростовок варьируется от 14,5 до 22 дюймов. Совершенно отдельно надо остановиться на эстетском дизайне, выполненном,
как всегда, в лучших европейских традициях. Также впечатляюще выглядят абсолютно черные компоненты, включая обода!
Модель представлена в двух цветовых решениях - классическая бело-черно красная и серебристо-синяя.
Felt FS-250
Примерная цена: $299
Задний переключатель: Shimano Acera
Амортизационная вилка: Spinner Exceed 235
Велосипеды Felt выпускаются уже на протяжении десяти лет, однако в Россию детища велосипедного конструктора Джима Фелта пришли
только в этом году.
Модель FS-250 - низшая в горной линейке Felt, поэтому неудивительно, что ее рама сделана из хромомолиб-денового сплава.
Экономия на раме позволила высвободить немного средств на установку хороших комплектующих - как и на Rock Machine, здесь
стоит задний переключатель Acera. Более того - в «коробке передач» Felt не 21, как у одноклассников, а аж 24 скорости!
Амортизационная вилка Spinner Exceed 235 имеет такую же конструкцию, как модели RST у конкурентов. Ее амортизационный ход
составляет 65 мм. Различные компоненты (седло, алюминиевые шатуны, вынос, подседельный штырь, стальной руль) покрашены
в черный цвет и имеют логотипы Felt, что делает дизайн байка более цельным и собранным. Байк существует в трех цветовых
вариантах: черном, желтом и серебристом. Радует и диапазон возможных размеров - от 13 до 21,5 дюйма. В отличие от Fuji и
KHS велосипеды Felt не выпускает дамских вариантов, впрочем, проблема легко решается покупкой велосипеда с меньшим размером рамы.
Merida Kalahari 575 SX
Примерная цена: $295
Задний переключатель: Shimano Altus
Амортизационная вилка: RST 181-CL
Компания Merida - пионер российского рынка горных вело-спедов. Байки этой фирмы, которая никогда не стыдилась своего
тайваньского происхождения, сейчас являются, пожалуй, самыми популярными в России! Причин этому очень много. Например,
соотношение цена/качество. По этому параметру «Мериду» побить практически невозможно. А если говорить о
спорте, то именно на велосипеде Merida был выигран прошлый чемпионат мира по кросс-кантри. Так что в свое время
компания «Веломир», являющаяся не только официальным партнером Merida, но и спонсором многих гонщиков,
выступающих на этих велосипедах, сделала действительно правильный выбор.
Рама байка не отличается от используемой в более дорогих велосипедах серии Kalahari, - она сделана из алюминиевого сплава.
Амортизационная вилка от компании RST - такая же, как и на многих других байках нашего обзора. Обратите внимание -
в районе рулевого стакана на раме имеется усиление, что позволяет заменить амортизационную вилку на более совершенную и
длинноходную. Что касается уровня навески, то он находится где-то посередине между Rock Machine и Fuji; так же, как и на
Schwinn, используется задний переключатель Altus и несколько более простое остальное оборудование. Ободья - алюминиевые,
одинарные, поэтому, если вы планируете кататься сколь-нибудь агрессивно, их лучше поменять после покупки на двойные.
Наличие в кассете звезды большого диаметра (т.н. MegaRange) позволяет легко карабкаться даже на самые крутые горы - хватило
бы сцепных свойств шин!
Рама выпускается в различных размерах, включая специальную женскую модификацию с заниженной верхней трубой - эта версия
имеет индекс 575L.
Байк отличает агрессивная раскраска в духе топовых моделей Merida. Поэтому никто не догадается, что этот велосипед вы купили
всего лишь за 300 долларов!
Дополнительное оборудование
Независимо от того, где и как вы катаетесь, всегда надевайте защитный шлем - стоимость недорогого варианта составляет
30 - 40 долларов. Даже недорогой шлем может спасти вашу голову (и жизнь) при различных падениях.
Во время катания по лесным тропинкам, просторам полей или закоулкам городских джунглей вам могут понадобиться следующие
дополнительные приспособления: