О правилах обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) мы уже рассказывали («Мото», № 8-2003). С открытием мотосезона «взаимоотношения» правил страхования и водителей актуализировались. Собеседник корреспондента «Мото» - директор агентства «Отрадное» Росгосстраха Татьяна ШТАЛЬ.
- Татьяна Юрьевна, напомните, пожалуйста, читателям об особенностях страхования мотоциклов.
- По тарифной ставке мототранспорт выделен в отдельный класс. Базовый тариф - 1215 рублей - не зависит, в отличие от порядка страхования автотранспорта, от мощности мотора. Если же транспорт стоит на учете в другом государстве, оформляется только транзитное страхование.
Напомню еще одну важную особенность ОСАГО: из полной страховой суммы (400 тысяч руб.) максимум 160 тыс. направляется на компенсацию ущерба «железу» и 240 тыс. - здоровью. Если ущерб оценен экспертами на большую сумму, потерпевший вправе потребовать с виновного исчерпывающую компенсацию. Размер оплаты возрастает, если ваш стаж вождения менее двух лет, а возраст - до 22 лет. Если мотоцикл страхует частное лицо с предоставлением права управления неограниченному числу других водителей (существует такая возможность), то придется заплатить в 1,5 раза больше. Если тот, кто страхует, ограничивает круг этих лиц, то в полис вписываются имена всех этих водителей, у них проверяется наличие «прав». Плата за страхование при этом не повышается. Для всех жителей Москвы установлен повышающий коэффициент 2, для С.-Петербурга - 1,8. Если аварий не было, - это повод получить скидку при оформлении нового договора. С учетом безаварийной эксплуатации понижающий коэффициент в первый год составляет 0,95, в последующие - 0,9, затем 0,85 и так далее. За 13 лет непрерывного страхования понижающие коэффициенты могут вполовину сократить начальную сумму платы за полис ОСАГО.
Сегодняшний механизм ОСАГО сумму платы на следующий год для водителей, совершивших аварии, дифференцирует не от «размера» аварии, а от числа аварий в год по вине страхователя. При заключении с ним договора на новый срок применяется повышающий коэффициент, вплоть до самого высокого - 2,45.
- Имеет ли право страховая компания повысить ставки по собственной инициативе?
- Нет, законом четко установлены ставки и тарифы, так что любая «самодеятельность» исключена.
- Обязаны ли заключать ОСАГО владельцы мокиков, мопедов, скутеров?
- На мопеды, как и велосипеды, паспорт транспортного средства (ПТС) или технический паспорт не выдаются, а значит, они и не страхуются. Но вместе с тем, каждый вправе добровольно застраховать ответственность - при условии, что у него есть какой-либо документ на владение этим транспортым средством.
При страховании в добровольном порядке владелец сам вправе выбрать сумму ответственности - в этом случае ограничений нет, и в зависимости от названной суммы будет рассчитан размер платежа.
- Страхуются ли по ОСАГО снегоходы и ATV?
- Снегоходы как отдельный класс не страхуются, но по КАСКО (ущерб транспортного средства самого владельца или его угон) их можно застраховать. 4-колесники с ПТС попадают в категорию «мотоциклы и мотороллеры».
- Когда водитель страхует мотоцикл, имеет ли значение, прошел он техосмотр или нет?
- Мы страхуем транспорт до техосмотра. А вот пройдет ли его ТС или нет, нас не интересует - это проблема ГАИ.
- На мотоцикле талончик ОСАГО водитель никуда наклеить не может (автомобилисты обязаны их прикреплять на ветровое стекло), а значит, его легко потерять. Случись так - что делать?
- Обратиться в «свою» страховую компанию, написать заявление - растеряхе выпишут новый талончик и обязательно новый полис. Эта услуга бесплатная.
- Допустим, владелец застраховался, попал в аварию, кому-то нанес ущерб. Размер выплаты пострадавшему оказался меньше полной страховой суммы. Остаток накапливается для выплат по последующему страховому случаю или «сгорает»?
- Нет, не «сгорает». Мало того, сумма полностью восстанавливается. Допустим, мотоциклист совершил аварию, величина суммы покрытия ущерба «железу» составила все 160 тысяч. Но случись следующая авария, сумма компенсации составит все те же 160 тыс. Однако не забудьте: в будущем году за страховку придется заплатить в 2,5 раза больше.
- А он возьмет и пойдет страховаться в другую компанию...
- Чтобы заключить договор с новой компанией, полагается предупредить о «переходе» прежнюю, получить в ней справку о том, были выплаты или нет.
- Разъясните, как быть в следующей ситуации. Владелец собирается продавать мотоцикл через месяц-два. Как ему застраховаться с наименьшими потерями для кошелька?
- По закону, минимальный срок, на который можно заключить договор страхования, - 6 месяцев. Обращаю внимание: действие договора все равно составляет один год - просто ограничивается период использования транспортного средства. Сумма оплаты при страховании мотоцикла на 6 месяцев составляет 0,7 от годовой. При продаже мотоцикла договор страхования автоматически расторгается, и владельцу возвращается оставшаяся сумма страховки за минусом расходов на ведение дела. Из чего следует, что выгоднее заключить договор на год, а потом, коли придется, его расторгнуть.
- Мотоциклисты - «сезонные» люди, ездят в основном летом. Так есть ли им смысл брать годовую страховку?
- Конечно, разумнее купить полугодовую. Ее стоимость по базовому тарифу - 850 руб.
- Многие мотоциклисты ездят вне дорог, по лесам и полям, к месту покатушек везут его в кузове или прицепе. Правомочно ли требовать от них страхования по ОСАГО?
- Нет, если водитель на мотоцикле не участвует в дорожном движении, то не обязан иметь полис ОСАГО, никто не вправе его затребовать.
- В каких случаях страховая компания откажет в выплате?
- Если страховой случай произошел при одном из трех следующих обстоятельствах: при отсутствии «прав», если водитель находился в невменяемом состоянии или если за рулем был не вписанный в полис водитель (при ограничении лиц, допущенных к управлению).
- Первые две причины для отказа бесспорны. Другое дело, если «чайник» попросил сесть за руль более опытного человека...
- Существует такое понятие - договорные обязательства, они незыблемы. Если владелец мотоцикла слукавил, скажем, и вписал в полис имя человека без «прав» или номер несуществующего документа, то компания, согласитесь, будет права, если по отношению к нему предъявит иск на сумму причиненного ущерба.
Напоследок - пожелания мотоциклистам: ездите в шлемах, перед тем, как сесть за руль, не пейте
спиртное и не носитесь по двору, как истребители. Берегите себя, окружающих и свои деньги.
Интервью провел Иван КСЕНОФОНТОВ. фото Алексея БЕССАЛОГО
Также см. статью Страхование мотоциклов. ...И народ к вам потянется.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.