текст Владимир БЕЗРУКОВ
фото архив редакции
рисунок Олег ВОЕВОДОВ
Та «сигналка» надежна, которая реагирует на первые же попытки вторгнуться в ее электронные недра. Учитывайте и то обстоятельство, что современные автомобильные системы напичканы огромным количеством сервисных функций, лишь косвенно связанных с охраной. В мотоцикле они становятся бессмысленными и только ведут к удорожанию «сигналки». Не тратьте лишние деньги - выбирайте простую систему с возможностями подключения дополнительных датчиков - глаз и ушей основного блока.
Из датчиков ударных нагрузок сразу исключите сугубо автомобильные - сенсоры, приспособленные для работы в закрытых объемах, а также реагирующие на звон разбитого стекла. Выбор сводится к возможности применения микроволнового, пьезоэлектрического, датчика положения и шок-сенсора. Микроволновый датчик можно отнести к числу наиболее «продвинутых» приборов - он обнаруживает злоумышленника еще на подступах к объекту. Часто он удачно дополняется функцией звукового или речевого оповещения предполагаемого угонщика о пересечении охраняемого «радиорубежа» - это особенно эффективно для борьбы с теми воришками, которые «специализируются» на багаже. Весьма удачно эта функция сочетается с двусторонней системой оповещения (с приемником-пейджером). Представляете, пока удивленный жулик выслушивает от вашего байка монолог о возможных последствиях кражи, вы, услышав тревожную трель брелока, уже спешите на «рандеву» с похитителем. В то же время микроволновые датчики предъявляют повышенные требования к аккумуляторной батарее - потребляют определенное количество электроэнергии.
Следующий рубеж охраны - установка шок-сенсора, использующего чувствительную систему из «плавающего» постоянного магнита и катушки индуктивности. Минус такого устройства - в возможности ложных срабатываний. Его способен «вывести из равновесия» мощный источник электромагнитного излучения, к примеру, работающая автомобильная СВ-радиостанция. При отключении микроволнового датчика (такая необходимость иногда возникает и реализуется дистанционно, с брелока) шок-сенсор сработает при попытке злоумышленникапроникнуть к центральному блоку и сирене. Датчик положения подаст тревожный импульс при попытке злоумышленника укатить ваш байк на «нейтрали», поднимет тревогу при погрузке его в фургон. Удачное дополнение подобной схемы -«самостоятельный» иммобилайзер (электронный ключ), в качестве которого подойдет практически любой автомобильный. Еще одна защищающая цепь лишней не будет.
Если вам хватает познаний и практики, чтобы установить сигнализацию самостоятельно, познакомьтесь с оригинальной схемой, приведенной на рисунке, - она поможет спроектировать охранный комплекс. Весьма эффективна блокировка стартера. Для этого придется разорвать связь между втягивающей обмоткой и электродвигателем, а соответствующие контакты вывести наружу и подключить к дополнительному реле типа «SCB-1-M-1240 Saturn» или аналогичному ему. При обесточенном реле стартерный пуск двигателя невозможен. При попытке «коротнуть» нужную цепь напрямую ничего не выйдет. При подаче напряжения на клемму замка зажигания втягивающая обмотка останется обесточенной, а удерживающая обмотка втягивать «не обучена». Если же угонщик попытается оживить стартер, соединив между собой контакты тягового реле, то и в этом случае его ждет неудача - стартер закрутится, но... вхолостую, поскольку шестерня привода не войдет в зацепление с венцом маховика.
В современном мотоцикле, насыщенном электроникой, опытному установщику есть чем «порезвиться». Можно блокировать электрические цепи электробензонасоса (если он есть), коммутатора, датчика Холла, датчика положения коленчатого вала, бобины. Все зависит только от широты вашей фантазии. Залог бесперебойной работы системы - качественная сборка и монтаж. Ненадежные электрические соединения в «продвинутом» охранно-противоугонном комплексе неуместны. Даже такая мелочь, как падение напряжения в цепи в результате окисления контактов, может привести к общей блокировке системы. Не спасет и знание схемы - проверка многочисленных соединений займет много времени, а в дороге при отсутствии инструмента такие вещи вообще могут быть чреваты контактами с эвакуатором. Халтурно закрепленный датчик приведет к беспричинным срабатываниям, вою сирены и... посаженному аккумулятору.
Стоит уделить внимание и пассивной безопасности системы. Скажем, воющую сирену можно легко выключить ударом молотка, а доступность центрального блока облегчит работу злодею. Избежать этого можно и нужно. Чем глубже электронная начинка зашита в недрах вашего байка, тем сложнее угонщику. Болты седла, обтекателей, щитков можно заменить на крепеж с нестандартными головками. Такую «примочку» из нержавеющей стали запросто изготовит знакомый токарь на заводе... Берегите мотоцикл!
Источник материала : журнал МОТО
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.