Силовой агрегат. Механизм газораспределения. Клапаны.
Впускные 18 и выпускные 22 (рис. 2.2) клапаны двигателя МТ10-32 отличаются друг от друга размерами и материалом. На конце стержня клапана сделана проточка для сухариков 30. На стержень надеты наконечники 20. Они защищают торцы клапанов от стирания.
Впускные и выпускные клапаны двигателя К-750М одинаковые. Оси клапанов и толкателей двигателя К-750М смещены и расположены под углом друг к другу, что обеспечивает прокручивание клапанов вокруг своей оси во время поднятия и спускания, а также способствует уменьшению стирания рабочих поверхностей клапана. Угол седла у клапанов всех двигателей составляет 45°.
Размеры клапанов различных двигателей приведены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 Размеры клапанов
Модель
МТ10-32
МТ 10-32
М67-36
М 67-36
К-750
К-750
Впускной
Выпускном
Впускной
Выпускной
Впускной
Выпускной
Диаметр головки, мм
40,0
37,0
38.0
35.0
38.0
38.0
Диаметр стержня, мм
8-0.035-0.060
8-0.035-0.060
8-0,035-0,052
8-0.035-0,052
9-0.05-0.07
9-0.05-0.07
Длина, мм
92,3
92.3
92.2
91.0
137
137
Материал
40Х9С2
ЭПЗОЗ
40Х9С2
ЭПЗОЗ
40Х9С2
40Х9С2
Высота поднятия, мм
9,0
9.0
8.3
8.3
6,9
6.9
На конце стержня клапанов есть выточки, в которые вставляются разъемные конические сухари для крепления тарелки пружин.
На каждом клапане двигателей МТ10-32 (рис. 2.2, поз. 26, 27, 25) и М67-36 (рис. 2.27, поз. 20, 24, 23, 25) одето по две пружины. Нижние концы пружин опираются на тарелку. Внутренняя и внешняя пружины клапанов двигателей МТ10-32 и М67-36 взаимозаменяемы.
На клапан двигателя К-750М устанавливается одна пружина. Под ее верхнюю тарелку подкладывается термоизоляционная прокладка. которая защищает ее от сильного нагревания. Аналогичную прокладку устанавливают под нижнюю тарелку пружины двигателя МТ 10-32.
Стержни клапанов двигателя МТ 10-32 перемещаются в направляющих втулках из бронзы, запрессованных в головку цилиндра.
Направляющие втулки клапанов двигателя М67-36 (рис. 2.27, поз. 9) металлокерамические.
Направляющие двигателя К-750М отлиты вместе с цилиндром. При ремонте клапан может иметь следующие дефекты (рис. 2.33):
1 - коробление тарелки клапана более 0,04 мм - конусную поверхность клапана обработать под углом 45 градусов до устранения дефекта (размер А не менее 0,5 мм);
2 - места прогорания и задиры или износ поверхности конуса тарелки при высоте цилиндрической части более 0,5 мм - поверхность проточить (размер А не менее 0,5 мм, диаметр тарелки не менее 37,2 мм);
3 - износ поверхности стержня до диаметра менее 7,85 мм (для клапанов двигателей К-750М и "Днепр-12" менее 8,85 мм) - поверхность восстановить и шлифовать до размера, обеспечивающего зазор 0,2 им с сопряженной деталью;
4 - погнутость стержня более 0,02 мм - стержень править;
5 - местный износ на торцевой поверхности клапана - поверхность обработать до устранения дефекта (для мотоциклов К-750м и "Днепр-12" размер Л не менее 136,3 мм; для мотоцикла "Урал" размер Л не менее 90,7 мм у выпускного и 91,7 мм у впускного клапана; для остальных моделей мотоциклов "Днепр" размер Л менее 91,8 мм.