Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Особенности требований ПДД к водителям скутеров. Подготовка к выезду.
Особенности требований ПДД к водителям скутеров
Помимо технической готовности скутера к поездке, необходимо еще знать правила поведения на улицах и дорогах. Хотя
сдачи экзаменов по ПДД от скутеристов в России пока не требуют, их знание столь же важно с точки зрения безопасности,
как исправный скутер и хорошая экипировка.
Даже люди, имеющие «права» и не один год управляющие автомобилем или мотоциклом, могут не помнить особенности
требований к водителям скутеров, записанные в ПДД.
Особенности требований ПДД к водителям скутеров
Что такое скутер в понимании Российских ПДД?
В российских Правилах дорожного движения вы не найдете термина «скутер», там есть только термин «мопед». К
мопедам относят все мототранспортные средства с двигателем рабочим объемом менее 50 см3 и максимальной скоростью
менее 50 км/ч. В жизни это достаточно «разношерстная компания»: в эту категорию попадают скутеры, мокики,
мотовелосипеды (в том числе с электромоторами) и классические мопеды со вспомогательным педальным приводом.
Реально все эти виды легких машин имеют различные технические характеристики и на дорогах ведут себя по-разному.
Мотовелосипеды (в том числе с электроприводом) достаточно легкие (всего на 10-15 кг тяжелее велосипедов), их
скорость не превышает 25 км/час, тормоза и светотехника достаточно примитивны.
Другое дело - современные
скутеры. Их светотехника полностью отвечает строгим мотоциклетным нормам (фара с дальним/ближним светом,
указатели поворота, стоп- и звуковой сигнал). Хотя они и тяжелее (масса от 85 до 100 кг), но современный
двигатель мощностью 6-8 л. с. превращает их в «боевые снаряды» среди медленно тянущихся по «пробкам» автомобилей.
Аналогичной удельной мощностью обладали 40 лет назад 125-150-кубовые дорожные мотоциклы и мотороллеры,
принадлежность которых к категории «мотоцикл» никто не оспаривает и сегодня.
По умолчанию скутеры с рабочим
объемом двигателя выше 50 см3 попадают в категорию «мотоцикл». Сюда же должен относиться любой скутер с
рабочим объемом 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью выше 50 км/ч. То есть, по сути, все японские
«полтинники» должны попадать в разряд мотоциклов, со всеми вытекающими последствиями (регистрация, техосмотр,
наличие у водителя «прав» и шлема).
С 1 января 2005 года вступило в силу постановление мэра Москвы от 27.04.04 г.
«О порядке допуска к участию в дорожном движении в городе Москве водителей мопедов». Однако вступило не в
полную силу: пока решили ограничиться выдачей «мопедных прав» - разрешения на право управления 50-кубовыми
мопедами или скутерами в городе Москве. Вопросы их регистрации и проведения техосмотра пока решения не нашли.
Возраст водителя скутера
Возрастной ценз обучающихся езде на скутере равен 14 годам (п. 21.4), а управлять мопедом и скутером, как и
мотоциклом можно с 16 лет (п. 24.1). В ПДД предусмотрено снижение возрастного ценза до 14 лет по решению
местных властей. На практике в России такое снижение для скутеристов имело место только единожды - в Еврейской
автономной области в 1999-2001 годах. Правда, там же ввели регистрацию скутеров и сдачу экзаменов на категорию
«А». Потом почин отменили...
Общие требования к водителям скутеров
Самым главным требованием с 1994 года является обязательное включение ближнего света фар в светлое время
суток (п. 19.5). Оно явно повышает безопасность как самого водителя, так и окружающих, поэтому в комментариях
не нуждается. В п. 1.1 оговорено, что лицо, ведущее за руль пешим порядком мопед/скутер или мотоцикл,
приравнивается в своих правах к пешеходу. Это очень важное положение, помогающее отбиться от штрафа во
многих случаях: при парковке на тротуаре, движении под запрещающий знак, по пешеходному переходу или
через железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме... Однако, в отличие от настоящих пешеходов, вне
населенных пунктов «мотопешеход» обязан двигаться только по направлению движения потока (п. 4.1).
Скутеристы и мотоциклисты имеют узаконенное преимущество при парковке - их двухколесный транспорт можно
ставить в два ряда (п. 12.2).
Пункт 24.3 запрещает буксировку мопедов/скутеров и мотоциклов.