Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Система охлаждения. Двигатель.
Система охлаждения
При сгорании топлива в цилиндре любого ДВС выделяется тепло. Часть его (около 35 %) идет на полезную работу, то есть
двигает скутер, остальное рассеивается в окружающей среде. Если рассеивание тепла недостаточно эффективно, детали
цилиндропоршневой группы перегреваются и из-за их чрезмерного расширения, а также нарушения условий смазки может
произойти заклинивание и повреждение деталей. Чтобы не допустить перегрева, в двигателях всех скутеров, вне
зависимости от их тактности, используют систему охлаждения - воздушную или жидкостную.
Крышка и вентилятор системы принудительного воздушного охлаждения.
Система воздушного охлаждения самая простая, применяется не только на скутерах, но и на большинстве мотоциклов.
Однако, в отличие от мотоциклов, у которых распложенный спереди двигатель открыт потоку набегающего воздуха, у скутеров
мотор закрыт кожухом, да и расположен под сиденьем в задней части, из-за чего не может эффективно охлаждаться.
Поэтому на скутерах применяют систему принудительного воздушного охлаждения с использованием вентилятора. Хотя
встречались и простейшие модели скутеров с охлаждением мотора встречным потоком воздуха, например «Зимзон» SR50/80 СС,
«Стриж».
В системах воздушного охлаждения четырехтактных двигателей немалую роль играет охлаждение масла, для чего увеличивают
поверхность картера и устанавливают специальные масляные радиаторы.
Система воздушного охлаждения: 1 - цилиндр и головка цилиндра с ребрами; 2 - кожух; 3 - крыльчатка вентилятора,
закрепленная на роторе генератора.
В системах принудительного воздушного охлаждения крыльчатку вентилятора закрепляют на роторе генератора, расположенном
на правой цапфе коленчатого вала. Вентилятор центробежного типа нагнетает воздух под кожух, которым закрыты
снаружи цилиндр и головка цилиндра. Их поверхности делают оребренными для повышения эффективности теплоотдачи.
Перегрев любой системы охлаждения вызывается нарушением условий эксплуатации (при перегрузке) или загрязнением
теплоотводящих поверхностей. Кроме того, в системах жидкостного охлаждения возможны поломки отдельных узлов и
деталей системы и вытекание охлаждающей жидкости. Поэтому такие системы требуют постоянного контроля.
Система жидкостного охлаждения: 1 - радиатор; 2 -расширительный бачок; 3 - пробка радиатора; 4 - подводящий
шланг радиатора; 5 - термостат; 6 - датчикуказа-теля температуры; 7 - двигатель; 8 - насос; 9 - отводящий
шланг радиатора; 10 - электровентилятор; 11 - датчик включения электровентилятора.
Все чаще на двигателях скутеров применяют системы жидкостного охлаждения. В качестве теплоносителя используют
специальные жидкости - антифризы, которые не замерзают до низких температур (-40...-60 °С) и закипают при высоких
температурах (+120...+ 130 °С). Они также обладают смазывающими и антикоррозионными свойствами. Эксплуатация
двигателей с использованием одной воды (даже дистиллированной) не допускается.
Система жидкостного охлаждения состоит из насоса (его часто называют помпой), термостата, радиатора с расширительным
бачком и соединительных шлангов. К радиатору, расположенному под облицовкой переднего щита скутера, крепится
электровентилятор, который включается датчиком температуры. Насос центробежного типа приводится в действие
через соединительную муфту от ротора маховичного генератора, закрепленного на коленчатом валу двигателя, или
от вспомогательного вала трансмиссии. Состоит насос из корпуса, крышки, крыльчатки и уплотнительных манжет.
Расположение насоса системы жидкостного охлаждения (показано стрелкой)
Поддерживает постоянную температуру в системе охлаждения специальный клапан - термостат. Он представляет собой
запаянную емкость, внутри которой находится вещество с высоким коэффициентом теплового расширения. Во время
прогрева двигателя (до температуры охлаждающей жидкости около +90 °С) термостат ограничивает циркуляцию жидкости
через радиатор, благодаря чему двигатель быстро прогревается. После достижения рабочей температуры клапан
термостата открывает доступ охлаждающей жидкости в радиатор.
При нагреве охлаждающей жидкости сверх установленной температуры (+90...+95 °С) датчик температуры включает
электровентилятор, обдувающий радиатор.