Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Исторический экскурс. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО.
С момента появления первого скутера минуло сто лет. Популярность этих своеобразных машинок переживала взлеты и падения,
менялась их конструкция, появлялись новые разновидности.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Слово «скутер» применительно к колесному транспорту в России до сих пор вызывает недоумение - так называли, да и сейчас
называют, скоростные одноместные спортивные катера с мощным двигателем и характерной формой днища. А пришло это слово
в начале XX века из Америки, от сленгового глагола to scoot - «бежать, удирать». Таковы были развлечения тогдашних
подростков, которые стали устанавливать небольшие моторчики на самокаты и совершать на них набеги на торговцев. Забавы
малолетних хулиганов были поставлены на промышленную основу: в 1915 году появился «Отопед» (Autoped) с крохотными колесами
(заднее закрыто кожухом), платформой-подножкой, складным рулем и без седла. Четырехтактный 155-кубовый двигатель мощностью
1,5 л. с. приводил во вращение переднее колесо. Хотя эти машинки и назывались скутерами, с современным определением этого
класса их роднили лишь малые колеса, платформа под ногами и, самое главное, название. Кстати, и сегодня существуют
подобные аппараты. Правда, их называют уже не скутерами, а самокатами с мотором (объем 25-50 см3). Скутеры (мотороллеры) -
это разновидность мотоциклов с характерной компоновкой, где двигатель и топливный бак расположены под седлом и закрыты
облицовкой. Из-за того, что двигатель смещен к заднему колесу, образуется проем между седлом и рулевой колонкой, а
также ровный пол под ногами водителя. Спереди настил пола переходит в передний щит, предохраняющий от воды и грязи.
Современные скутеры имеют преимущественно автоматическую трансмиссию и колеса небольшого диаметра (10-12 дюймов). По
конструктивным признакам прародителем скутеров историки техники считают необычную модель «Ото-Фотёй» (Auto-Fauteuil, в
переводе «авто-кресло») французского инженера Жоржа Готье, построенную в 1902 году (1). У этого «первоскутера» седло
со спинкой и подлокотниками было расположено над двигателем, установлены колеса меньшего диаметра, чем было принято
у мотоциклов того времени, рама между рулевой колонкой и седлом имела проем для удобства посадки.
«Скутамота» (Scootamota) - английский скутер 1919 года
Популярность скутеров переживала взлеты и падения, причем эти пики не всегда совпадали по времени в Европе и Америке.
Первый всплеск интереса к скутерам в Европе вызвал американский «Отопед», представлявший собой наиболее дешевое средство
с мотором. Лицензионное производство этой машины освоили в Германии, Чехословакии, Англии. В это же время бурно
развивались мотоциклы, и на какое-то время им удалось вытеснить с рынков скутеры, имевшие менее совершенные трансмиссии,
ненадежные моторы, непрочные рамы. Второй всплеск популярности скутеров произошел в середине 30-х годов XX века снова
в Америке, после появления в 1935 году у фирмы «Солсбери» (Salsbury) модели Motor Glide (3). В этом миниатюрном аппарате
уже угадывались внешние черты привычного сегодня скутера: пол под ногами водителя, закапотированный под седлом 82-кубовый
двухтактный моторчик «Эвинруд» (Evinrude), маленькие пятидюймовые колеса. В 1938 году появилась модель с автоматическим
центробежным сцеплением и клиноременным вариатором - основными характерными узлами современного скутера.
«Солсбери» (Salsbury) Aero Motor Glide Model 50, 1938 год
Третья волна популярности скутеров возникла в Европе после Второй мировой войны. Это было дешевое транспортное средство,
в котором остро нуждались люди в разрушенных войной странах. По этой же причине расширялось производство и мотоциклов,
но продавцы скутеров всячески подчеркивали преимущества последних: прекрасную защиту от ветра, воды и грязи, почти как
у автомобиля. Ведущую роль в европейском послевоенном скутерном буме сыграл итальянский концерн «Пьяджо» (Piaggio),
выпустивший в 1946 году модель «Веспа» (Vespa, в переводе - оса) (6). Ее двигатель, имевший рабочий объемом 98 см3 и
мощность 3,2 л. с, располагался рядом с задним колесом, цепная передача отсутствовала. Одноместный экипаж имел максимальную
скорость 60 км/ч. Распространению «Веспы» способствовала реклама, подчеркивающая привлекательность этого вида транспорта
для женщин: удобный проем позволял ездить в юбке, а развитая капотировка оберегала одежду от дорожной грязи. После этого,
предвидя растущий спрос на скутеры, многие европейские мотозаводы включили их в свои производственные программы (7).
Один из первых японских скутеров «Мииубиси» (Mitsubishi) Silver Pigeon 1948 года - бесхитростная копия довоенных американских скутеров
Характерно, что в Германии в конструкции скутеров широко использовались мотоциклетные агрегаты (у итальянцев же практически
все узлы были специально спроектированы) и двигатели имели большой объем (200-250 см3). Практически все европейские модели
оснащались механической коробкой передач, вариатор был лишь на немецком скутере ДКВ Hobby и на английском «Триумфе» Tina.
В их трансмиссии отсутствовало центробежное сцепление и для троганья с места водитель использовал рычаг на руле. В
середине 50-х годов производство мотороллеров было развернуто в Чехословакии, Польше и ГДР, а чуть позже и в СССР (подробнее
об отечественных скутерах рассказано ниже).
Первый в мире скутер «Ото-Фотёй» (Auto-Fauteuil) - версия De Luxe 1905 года
В 1960 году в Европе скутеры производили следующие компании (в скобках указана кубатура двигателя в см3): в Австрии -
Puch (150); в Англии - BSA (70); Exelsior (150); Sun (100); Triumph (250); в Венгрии - Pannonia (50); в ГДР - Berlin (150);
Simson (50); в Италии - Aermacci (125 и 150); Lambretta (175); Rumi (125); Vespa (150); в Польше - WFM (150); в СССР - «Тула»
(200); «Вятка» (150); во Франции - Moby (125); Peugeot (150); в ФРГ - Durkopp (200); Heinkel (175); Maico (250); NSU (150);
Progress (200); Zundapp (200); в Чехословакии - CZ (175); Manet (100). В Японии после Второй мировой войны появились свои
мотоциклетные компании (их существовало около ста), но скутеры выпускали только две: «Мицубиси» (Mitsubishi) и «Фуджи Когё»
(Fuji Kogyo). Первые японские скутеры представляли собой бесхитростные копии довоенных американских аппаратов с невзрачной
внешностью, маломощными четырехтактными двигателями без коробки передач и с автоматическим сцеплением (4).
«Солсбери» 85 в стандартном исполнении, 1946 год
«Веспу» и «Ламбретту» (Lambretta) в 50-х годах производили по лицензии в Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии.
Кроме того, в этих странах существовали и свои разработки.
Поддерживали популярность скутеров спортивные достижения и различные рекорды. Заводские команды и любители участвовали в
многочасовых шоссейных гонках, во внедорожной шестидневке, пускались в кругосветные путешествия. В 1952 году француз Жорж
Моннере на оборудованной поплавками «Веспе» переплыл Ла-Манш!
Первый скутер «Веспа» (Vespa) 1946 года был одноместным, с 98-кубовым мотором
В Америке послевоенного скутерного бума не случилось, хотя некоторые фирмы и выпускали их в ограниченном количестве (5).
Даже концерн «Харлей-Дэвидсон» (Harley-Davidson), признанный законодатель моды среди мотоциклов престижных классов, выпустил
в 1960 году модель Topper. Этот скутер имел 165-кубовый двухтактный двигатель воздушного охлаждения, с пуском посредством
троса и зажиганием от магнето. Прогрессивными решениями в конструкции были автоматический вариатор, стояночный тормоз и
стеклопластиковая облицовка. Модель выпускалась недолго, и сегодня этот эпизод в истории компании стараются не вспоминать...
Первый спортивный скутер «Па-рилла» (РагШа) Lavriere 1952 года
В конце 50-х годов скутеромания пошла на спад. Основная причина этого - появление в Европе дешевых автомобилей-малолитражек.
К исходу 60-х годов XX века скутеры продолжали производить лишь компании «Веспа» и «Ламбретта», лицензионные заводы в странах
третьего мира и Советский Союз. Четвертый всплеск интереса к скутерам был вызван разработками японского мотогиганта «Ямаха»
(Yamaha), к слову сказать, начавшего мотопроизводство в 1955 году с копирования немецкого мотоцикла DKW RT125. Позже почин
по выпуску скутеров подхватили две другие японские компании - «Хонда» (Honda) и «Сузуки» (Suzuki). Первым скутером «Ямахи»
стал SC-1 (175 см3), выпущенный в 1960 году. Двигатель для этой модели перекочевал с одного из первых мотоциклов фирмы YC1,
разработанного в 1956 году. Для упрощения управления использовали гидротрансформатор в сочетании с двухступенчатой автоматической
коробкой передач. Однако модель не произвела впечатления на покупателей и началом скутерного бума считают появление в 1977 году
50-кубовой «Ямахи» Passol S50 (9). В этой модели инженеры компании соединили такие требования, как малый вес и низкая цена,
стильность, высокая защита от воды и грязи, места для груза. И самое главное, применили максимально простую в управлении
трансмиссию, сведя органы управления к минимуму: руль с двумя тормозными рычагами на нем и ручка газа. Никаких педалей и
рычагов под ногами! Новые машинки стали доступны для новичков, подростков и домохозяек. Именно эта категория владельцев дала
толчок к стремительному росту популярности скутеров.
У первых японских скутеров нового поколения трансмиссия была одноступенчатая с автоматическим сцеплением, кожух трансмиссии
одновременно явился рычагом задней подвески, внутри него в масле работала цепь привода колеса. Применение пластика для
облицовок значительно снизило вес скутера - другие фирмы продолжали оснащать свои мотороллеры стальными деталями.
«Фака» (Faka) - типичный европейский скутер 50-х годов
Хотя «Ямаха» Passol имела феноменальный успех на японском рынке, уже через год вышла ее модернизированная версия с двухступенчатой
автоматической коробкой передач с переключением при помощи центробежных сцеплений и автоматическим сцеплением. В самом начале
80-х годов на скутерный рынок вышли «Хонда» и «Сузуки». «Сузуки» установила на модели Gema трехступенчатую автоматическую
коробку передач. «Хонда» первая из японских производителей применила на модели Caren (и чуть позже - Tact) клиноременный
вариатор, затем на использование вариаторов перешли и остальные японские производители скутеров: «Ямаха» на модели Beluga в 1981
году, «Сузуки» - Sepia в 1984 г. Можно сказать, что этим шагом был окончательно оформлен облик классического современного скутера.
Из-за возросшей популярности за последние десятилетия появилось несколько разновидностей скутеров: стандартные; утилитарные - с
багажниками или кофрами; ретро - воссоздающие стиль 80-х годов; спортивные - с динамичным дизайном и рядом узлов, конструктивно
сходных с применяемыми на современных спортбайках; внедорожные - с широкопрофильными шинами и атрибутами внедорожных мотоциклов;
крейсерские - с двигателями рабочим объемом от 125 см3, увеличенной базой, полноценным местом для пассажира и с вместительными
багажниками; кабинен-роллеры - с крышей над головой и ветровым стеклом.
Эта скромная «Ямаха» Passol S50 1977 года с автоматическим вариатором стала отправной точкой для развития всех современных скутеров.