Спидометр состоит из привода, счетчика пути и указателя скорости.
Привод спидометра состоит из червячной шестерни, запрессованной на ступице переднего колеса, червяка, втулки и сальника, установленных в тормозном диске, а также гибкого вала с защитным колпачком. Нижний конец оболочки гибкого вала фиксируется в тормозном диске стопорным винтом, а верхний конец крепится к корпусу спидометра с помощью гайки. В верхней части на гибком валу Напрессована втулка, с помощью которой он через пластмассовую шайбу опирается на наконечник оболочки.
Разборка. Для снятия гибкого вала достаточно отвернуть стопорный винт в тормозном диске и круглую гайку на корпусе спидометра. Резиновый сальник, опорная втулка и червяк извлекаются из тормозного диска с помощью куска проволоки или спицы. Для снятия спидометра необходимо извлечь лампу подсветки с патроном и с помощью свечного ключа отвернуть гайку. Спидометр снимется вместе с чехлом.
Уход за спидометром и приводом заключается в регулярной смазке червячной пары литолом (один-два раза в сезон, в зависимости от степени запыленности дорог) и в проверке крепежа, особенно стопорного винта в тормозном диске. Один раз в сезон спидометр снимают и с помощью масленки или пипетки вводят в зазор между валиком и корпусом несколько капель машинного масла МВП (или веретенного АУ). Чтобы масло равномерно разошлось по поверхности валика, его следует несколько раз провернуть рукой, наклоняя спидометр.
Если изнутри запотевает стекло, желательно снять спидометр и просушить, установив стеклом вниз и сняв патрон лампы подсветки. В противном случае вода, проникшая внутрь спидометра, может вызвать коррозию деталей.
Неисправности привода спидометра связаны в основном с износом наконечникоы гибкого вала и выработкой посадочных гнезд в червяке или в валике привода. В свою очередь, эти дефекты являются результатом неполного захождения наконечника в гнездо и зависят от качества сборки и смазки.
Более часто вырабатывается гнездо в червяке и изнашиваются грани нижнего наконечника. Если спидометр периодически прекращает работать, что объясняется частичным проворачиванием наконечника в гнезде, можно попытаться удлинить нижний наконечник, перемещая опорную втулку на верхнем конце вала вверх. Разумеется, этим укорачивается верхний наконечник, что нежелательно, поэтому перемещать втулку следует очень незначительно, на 3-5 мм. Если же такая мера не помогает, следует распилить надфилем гнездо в червяке и придать нижнему наконечнику ромбовидное сечение. Для этого наконечник нужно облудить, чтобы не разрывать нити троса, и расклепать, придавая ему заданное сечение и добиваясь плотного вхождения его в гнездо.
В случае повреждения червячной пары она не ремонтируется, а заменяется новой, при этом желательно одновременно заменить и шестерню, и червяк.
Замена поврежденного стекла производится в такой последовательности:
- снимают спидометр с мотоцикла и тщательно очищают его от грязи;
- ножом или тонкой отверткой развальцовывают ободок и снимают его с кожуха;
- снимают резиновые перчатки, стекло и металлическое установочное кольцо.
Сборка производится в обратном порядке, при этом следует помнить, что резиновые прокладки устанавливаются последовательно: первая - поверх отбуртовки кожуха под установочное кольцо; вторая - под стеклом на установочном кольце; третья (круглого сечения) - в выдавке ободка поверх стекла. Счетчик пути состоит из установленных на общей оси шести цифровых барабанов. Первый справа (красный) посредством гибкого вала и трех червячных передач связан с передним колесом мотоцикла. С правой стороны каждого барабана имеется шестерня внутреннего зацепления с 20 зубьями, а с левой стороны - шестерня с двумя зубьями (18 и 20 спилены). Между барабанами, на специальных пластинах установлены паразитные шестерни, входящие в зацепление с обеими шестернями соседних барабанов. Таким образом, при вращении правого барабана на 10 оборотов находящийся слева барабан повернется лишь на 1 оборот. В результате крайний справа барабан показывает сотни метров, следующий - километры, следующий - десятки километров и т. д. Для освещения спидометра в нижней части его кожуха в цанговом патроне установлена лампа А6-1.
Указатель скорости состоит из алюминиевой картушки, вращающегося магнита, пружины, шкалы и стрелки, установленной на оси картушки. При вращении магнита его силовые линии пересекают проводник - картушку, при этом в ней возникает слабый электрический ток, создающий свое электромагнитное поле. Взаимодействие магнитных полей заставляет картушку, а вместе с ней и стрелку, поворачиваться в сторону вращения магнита, преодолевая сопротивление пружины. Регулировка показаний стрелки осуществляется поворотом рычага, связанного с пружиной и зафиксированного контргайкой. Точность показаний спидометра обычно колеблется в пределах ±10 %.