РАМА
На минских мотоциклах применяются сварные трубчатые рамы. Устройство рамы мотоцикла 3.115 показано на рис. 4.1.
Неисправности. 1. Люфт маятниковой вилки, вызывающий ухудшение устойчивости - заднее колесо «виляет» из стороны в сторону. Особенно отчетливо это проявляется при движении по булыжной, песчаной или скользкой дороге, при этом в процессе торможения возможен занос мотоцикла в любую сторону. Причиной является износ втулок из-за длительной эксплуатации, недостаточной смазки или повреждения сальников. Люфт маятника легко обнаружить, если покачать маятник в горизонтальной плоскости. Неисправность устраняется заменой втулок (рис. 4.2).
Рис. 4.1. Рама мотоцикла 3.115 (с задней подвеской): 1 - табличка номера рамы; 2 - колонка; 3 - косынки; 4 - отверстия для крепления грязевых щитков и защитных дуг; 5 - кронштейн индукционной катушки; 6 - труба центральная; 7 - кронштейн крепления бензобака; 8 - кронштейн крепления седла и насоса; 9 - кронштейн крепления ресивера; 10 - трубы верхние; 11 - кронштейн седла передний; 12 - труба подседельная; 13 и 23 - кронштейны крепления маятника; 14 - растяжки; 15 - крючок насоса; 16 - кронштейн седла задний; 17 - кронштейны заднего крыла; 18 - кронштейны подвески; 19 - трубы нижние; 20 - амортизаторы подвески; 21 - кронштейны подножек пассажира; 22 - маятник; 24 - гайка оси маятника; 25 - сальники маятника; 26 - втулки маятника; 27 - ось маятника; 28 - труба маятника; 29 - центральная подставка; 30 - ловитель подставки; 31 - подножка водителя; 32 - тормозная педаль; 33 - кронштейны крепления двигателя; 34 - труба головная; 35 - ограничитель поворота передней вилки.
Иногда случается, что изношены косынки рамы - в местах контакта их со втулками отчетливо видна выработка (в моделях М-105, М-106 в косынки упирается труба маятника, что приводит к еще большему их износу). Если выработка невелика (до 1,5 мм), неисправность можно устранить установкой шайб соответствующего диаметра и толщины. Если же выработка значительная, следует поврежденную косынку заварить и зачистить.
2. Перекос рамы - следствие падений или боковых ударов о бровку. Внешним признаком служит потеря мотоциклом способности двигаться прямолинейно. Торможение также сопровождается заносом мотоцикла в одну сторону. Если на такой мотоцикл посмотреть с движущегося сзади транспорта, то отчетливо будет видно, что колеса вращаются в разных плоскостях и идут не в след. Возможно несколько причин неисправности:
Рис. 4.2. Втулка маятника.
- неправильная установка заднего колеса в маятнике (рис. 3.3). В этом случае при виде сзади картина будет подобна изображенной на рис. 4.3,6;
- перекос рамы - в этом случае картина будет подобна изображенной на рис. 4.3,в. Как правило, перекос рамы происходит в ее передней части, где она имеет меньшую жесткость. Устраняется с помощью ломика, вставленного в отверстие рулевой колонки. Удерживая заднюю часть рамы, осторожно отгибают рулевую колонку в сторону наклона заднего колеса. Для проверки на раму устанавливают переднюю вилку и колеса (лучше без шин), при этом заднее колесо с помощью линейки устанавливают строго посередине маятника. К заднему колесу приставляют ровную доску так, чтобы обод касался ее в двух точках. Если переднее колесо при любом повороте вилки не касается доски одновременно в двух точках (рис. 4.4), то рихтовка рамы еще не закончена;
Рис. 4.3. Вид сзади на колеса мотоцикла: а - правильная установка колес; б - неправильная установка заднего колеса в маятнике; в - перекос рамы или маятника
- перекос маятника, когда одно перо его ниже другого. Чтобы обнаружить неисправность, необходимо снять маятник и положить его на ровную плиту. Прижимая трубу маятника к плите, определяют расстояние от плиты до перьев. Затем маятник переворачивают и повторяют замеры. Перекос устраняется рихтовкой.
Возможен, особенно после падений, перекос рамы и в других местах, который обнаруживается по вмятинам, изгибу труб и др. Неисправность устраняется рихтовкой. Однако прежде чем приступить к рихтовке, следует путем осмотра и замеров достоверно определить место и степень повреждения. В противном случае перекос можно только усилить или же совсем испортить раму. Рихтовка считается законченной, когда обода колес касаются мерной доски в четырех точках (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Проверка соосности колес.
Обнаруженные при осмотре или в результате рихтовки трещины рамы следует заварить. Поперечных швов делать нельзя, так как это неизбежно приведет к поломке рамы.
4. Недостаточная фиксация центральной подставки является следствием изгиба или поломки ловителя. При изгибе достаточно его отогнуть, а в случае поломки Г ловитель можно изготовить самому из пружинной стали (рис. 4.5). Заметим, что движение с незакрепленной подставкой наверняка приведет к ее поломке и представляет некоторую опасность из-за возможности зацепления с посторонними предметами - проволокой, корневищем дерева и т. д.
Рис. 4.5. Ловитель подставки.