Учебник водителя мотоцикла >> Силы, действующие на мотоцикл. Активная и пассивная безопасность.
Автор И.В.Ксенофонтов
Во время движения на мотоцикл действуют силы сопротивления, вызванные трением качения, потоком встречного
воздуха, а при разгоне и торможении еще и сила инерции (рис. 1.3). При движении в гору к перечисленным
силам добавляется сила сопротивления, являющая собой проекцию веса мотоцикла на ось, совпадающую с
направлением движения. Способность мотоцикла преодолевать эти силы сопротивления зависит в первую очередь
от мощности двигателя. Кроме того, имеют значение механический КПД трансмиссии и ее передаточное отношение,
лобовая площадь мотоцикла с водителем, коэффициент сцепления шины с дорогой, масса и моменты инерции
вращающихся деталей и мотоцикла в целом.
Рис. 1.3. Силы, действующие на мотоцикл во время движения: Y1,Y2 — вертикальные реакции переднего и заднего
колес; X1 — результирующая сила сопротивления; X2 — сила тяги; Мк — крутящий момент на колесе;
G — вес мотоцикла с водителем
Различают сухой вес мотоцикла — без топлива, масла, инструмента, и полный вес — с топливом, маслом и
инструментом. Под полной нагрузкой понимают вес водителя, пассажира и груза. При рассмотрении устойчивости
мотоцикла принимают, что вес мотоцикла приложен в центре его тяжести, а вертикальные реакции, уравновешивающие
этот вес, — в точках контакта колес с дорогой. Центробежная сила, возникающая при повороте мотоцикла,
прикладывается к центру тяжести.
Помимо габаритных размеров мотоцикла (длины, ширины и высоты) влияние на его поведение на дороге оказывает
база (расстояние между точками касания дороги колесами), угол наклона рулевой колонки (у дорожных мотоциклов около
60°). За счет того, что ось рулевой колонки расположена не вертикально, точка пересечения ее с дорогой оказывается
смещенной от точки касания поверхности колесом (рис. 1.4). Расстояние между названными точками называется вылетом
передней вилки, и этот параметр оказывает существенное влияние на поведение мотоцикла при поворотах.
Рис. 1.4. Основные параметры мотоцикла: An - угол наклона оси рулевой колонки; АВ - вылет передней вилки;
L - база мотоцикла; G - вес мотоцикла; h, b - координаты центра тяжести; 1 - ось рулевой колонки
Высота седла тоже имеет значение с точки зрения управляемости, так как она влияет на расположение общего центра
тяжести (водителя и мотоцикла). У трех- и четырехколесных мотоциклов к перечисленным геометрическим параметрам
добавляется колея. Управляемость мотоциклов с боковым прицепом зависит от положения оси бокового колеса относительно
оси заднего. У мотоциклов для бездорожья (в том числе четырехколесных) большое значение имеет дорожный просвет —
расстояние от нижней части мотоцикла до дорожного полотна.
Помимо придания мотоциклу качеств устойчивости и управляемости разработчики закладывают в его конструкцию свойства
активной и пассивной безопасности.
Средства активной безопасности позволяют снизить вероятность аварии путем активных действий водителя. Активную
безопасность мотоцикла повышают высокая удельная мощность двигателя, эффективность работы подвесок и тормозов,
максимальный коэффициент сцепления шин с дорогой при любом типе покрытия и его состоянии, хорошая освещенность
фарой дороги впереди, удобство расположения органов управления и контрольных приборов, удобство посадки и управления.
Яркая, броская одежда водителя и окраска мотоцикла, блокировки (у многих мотоциклов) пуска двигателя при включенной
передаче или невозможность тронуться с неубранным боковым упором — также средства активной безопасности.
Пассивная безопасность — это свойства конструкции мотоцикла и экипировки, предотвращающие или снижающие тяжесть
травм водителя, пассажира и других участников движения после того, как авария уже произошла. У мотоциклов арсенал
средств пассивной безопасности меньше, чем у автомобилей. Здесь пассивную безопасность повышает отсутствие на внешней
поверхности острых выступов, углов, кромок (например, шарики на рычагах тормоза и сцепления), наличие энергопоглощающих
накладок, надежное закрепление груза, способность зеркал заднего вида деформироваться и обламываться без образования
острых выступов и осколков.