Учебник водителя мотоцикла >> Особенности мотоциклов
Автор И.В.Ксенофонтов
Огромное количество людей управляет автомобилями. В отличие от водителей предыдущего поколения они не прошли по
пути «велосипед — мопед — мотоцикл — мотоцикл с коляской — автомобиль», а сразу приобрели машину и научились
(хорошо или не очень) ею управлять. Подчас смутно представляя, что такое мотоцикл, они считают, что всегда смогут
без труда на него пересесть. Отчасти это верно в отношении стратегии поведения на дороге и умения слышать двигатель
и обращаться с ним. Однако между автомобилем и мотоциклом имеются существенные различия, которые требуют особых знаний и навыков:
- мотоцикл меньше по габаритам, а значит, его труднее заметить в транспортном потоке;
- у мотоцикла два колеса, на нем необходимо удерживать равновесие, он менее устойчив;
- при езде на мотоцикле водитель использует не только органы управления, но и активно перемещает свое тело, руки и ноги;
- мотоцикл более зависим от силы ветра и дефектов дорожного покрытия;
- водитель мотоцикла практически не защищен от дождя, ветра, холода и жары.
Перечисленные различия объясняют, почему обучение управлению мотоциклом отличается от обучения вождению автомобиля.
Общая концепция мотоцикла не изменилась с момента его изобретения Готлибом Даймлером в 1885 г.: водитель сидит над
бензиновым ДВС и управляет передним колесом. Существует несколько классификаций современных мотоциклов (рис. 1.1).
В зависимости от назначения и совокупности конструктивных признаков можно выделить: стандартные (классические) мотоциклы,
круизеры (чопперы, кастомы), спортбайки, туристские мотоциклы, мотоциклы двойного назначения (в просторечии эндуро),
мотоциклы специального назначения, спортивные, мотовездеходы (трех- и четырехколесные), мотороллеры (скутеры). Кроме
того, некоторые мотоциклы могут оснащаться боковым прицепом (коляской). Эта классификация весьма условна, поскольку все
чаще создаются мотоциклы-гибриды, сочетающие в себе признаки разных классов. Технические особенности разных видов
мотоциклов рассмотрены в книге «Устройство и техническое обслуживание мотоциклов», вышедшей в издательстве «За рулем».