Набившая оскомину народная мудрость «не подмажешь - не поедешь» продолжает оставаться актуальной для всех транспортных
средств, и скутеры не исключение. Для двухколесной техники наиболее актуальным является качество моторного масла, но,
вместо спора на эту тему попробуем разобраться в сути дела.
Масла для двухтактных двигателей
Требования, предъявляемые к двухтактным маслам, весьма высокие и зачастую противоречивые. Хорошее двухтактное масло
должно надежно смсзывать делали двигателя и уменьшать их износ, создавать очень стойкую масляную пленку, максимально
защищая детали от коррозии, не разъедая сальники двигателя, смешиваться с бензином без образования осадка, предотвращать
возникновение калильного зажигания, легко прокачиваться масляным насосом (при наличии системы раздельной смазки) и в
конце концов сгорать без чрезмерного дыма, нагара и закаливания деталей. Полнота сгорания масла зависит прежде всего
от его качества и от настройки системы питания.
Масло для двухтактных двигателей получают путем смешивании базовой масляной основы со специальными добавками. Базовые
масла подбираются высококачественные, повышенной степени очистки. Используются как обычные минерельные (нефтяные), так
и полностью синтетические базовые масла. Для получения биоразлагаемых, экологически чистых месел в качестве базы
используются синтетические эфиры. Добавки представляют собой пакет моющих, диспергирующих, антикоррозионных и антиокислительных присадок.
Кроме того, используются и другие присадки, выбираемые сообразно назначению масла.
Свойства двухтактных двигателей
Серьезным недостатком минерального масла следует считать его высокую зольность (образрвание сухого остатка после сгорания),
что выражается в повышенном нагарообразовании. Чем больше нагара и углеродистых отложений, тем выше абразивный износ
двигателя. Из-за нагарообразования поршневые кольца быстро теряют подвижность в канавках, поршня, в результате чего
компрессия, а значит, и мощность падает. Продукты сгорания уменьшают проходное сечение выпускных окон и «забивают»
глушитель, поэтому мощность двигателя также снижается.
Синтетические масла практически лишены подобных недостатков. Недостаточная адгезия синтетической базы компенсируется
добавлением беззольных присадок. Смазывающие свойства «синтетики» настолько высоки, что соотношение смеси «масло-бензин»
может достигать 1:100, в отличие от «минерального» соотношения 1:18 - 1:30, Самые распространенные синтетические базовые
масла производятся на основе полиальфаолефинов (ПАО). Классификация API выделяет полиальфаолефины в специальный класс
базовых масел (группа IV). ПАО образуются в результате сложного химического процесса, они имеют характеристики однородной
композиции, очень высокую термоокислительную стабильность и высокий индекс вязкости.
Для двухтактного двигателя
Двухтактный двигатель очень чувствителен к качеству масла. Обозначение масла должно соответствовать параметрам двигателя,
в частности его рабочему объему. Если существуют специальные требования производителя мотора, то нужно учитывать и их.
Некоторые производители, двухколесной техники имеют собственные фирменные спецификации моторных масел.
Выбор основы масла зависит от вашего отношения к двигателю. Если в ваших планах длительная и беспроблемная эксплуатация
мотоцикла в любых режимах, то ваш выбор должен быть однозначен - масло на синтетической основе. И помните, экономия на
стоимости масла приведет лишь к последующей трате средств на капитальный ремонт двигателя. Полусинтечические масла сочетают
в себе достоинства и недостатки «минералки» и «синтетики». Применение «полусиктетики» может оказаться разумным компромиссом
между свойствами масла и его ценой.
Выбор масла для четырехтактного двигателя
Общий принцип здесь тот же - «синтетика» всегда лучше. Кроме того, чем выше вязкость масла, тем лучше оно работает при
повышенной температуре. Общие рекомендации японских производителей сводятся к применению масел классов от SAE 5W-20 до
10W-40, поэтому владельцам четырехтактных скутеров рекомендуется применять именно такие масла или даже, если мотор не новый,
класса SAE 10W-50. Это надежно предохранит ваш мотор в наших непростых условиях эксплуатации.