В самый разгар лета обычные поездки на любимом мотоцикле уже не приносят
такой радости, как в первые дни сезона, и хочется большего - приключений, новых встреч, подвигов, в конце концов. И многие начинают
подумывать о настоящем путешествии, наполненном романтикой и свежим ветром свободы. Но оставим лирику для других рубрик и поговорим
о практической стороне вопроса - подготовке техники к путешествию.
Надежный мотоцикл - залог успеха. Но многие не вполне осознают, что именно это означает. Для некоторых надежный ассоциируется с новым,
для кого-то с дорогим или с максимально простым. На самом же деле важно, чтобы на момент поездки хозяин и мотоцикл уже имели
определенный и желательно положительный опыт общения, чтобы хоть пару тысяч километров им удалось без проблем проехать по родным местам.
Не стоит выезжать в дальний путь на абсолютно новом мотоцикле. Да и для обкатки это не лучший вариант. Еще рискованней возлагать надежды
на только что купленный с рук аппарат, даже если вы знаете его историю. Также желательно обкатать аппарат после капремонта, замены
ответственных узлов и агрегатов или установки «тюнинга».
Основные процедуры ухода за мотоциклом необходимо изучить «на берегу», в домашнем гараже. Как правило, все они описаны в инструкции по
эксплуатации, которую, к сожалению, мало кто читает. Представьте, что ночью на горном серпантине на мотоцикле перестает светить фара!
Где блок с предохранителями и какой из них отвечает за какие цепи необходимо знать каждому мотопутешественнику. Также важно возить
запасные предохранители, даже если раньше таких проблем не было. То же относится и к лампочкам (хотя в современных мотоциклах они служат
очень долго) - выясните заранее, как их менять в фаре и в заднем фонаре. У мотоцикла нет запаски, и прокол обязательно доставит массу
неприятностей, если не знать, как снимаются колеса, и не взять с собой нужных ключей. Ведь в шиномонтаже кроме баллонного ключа и домкрата
никакого инструмента, как правило, не найти. И не экономьте на шинах! Падение из-за изношенной резины всегда обходится намного дороже,
чем ее своевременная замена. Срок службы тормозных колодок на разных мотоциклах может отличаться, но общий совет - не выезжать в дорогу
с колодками, изношенными более чем наполовину. Нет ситуации глупее и обиднее, чем остаться со стертыми колодками вдалеке от дома.
Этот внушительный набор необходимого и достаточного инструмента умещается в стандартный на многих «японцах» пенал - 160х75х40мм.
И стоит всего около 500 рублей.
Где у вашего мотоцикла аккумулятор? Под сиденьем? А может быть, спереди под фальш-баком? Выясните это заранее и проверьте, надежно ли
клеммы привинчены к полюсам батареи, не окислились ли. Если есть подозрения, что аккумулятор устал, - поменяйте его на новый. И проверьте
зарядку на разных оборотах и под нагрузкой: напряжение на клеммах АКБ должно быть в пределах 13,5-15,5 В.
Из запчастей нужно брать лишь те, которые могут реально понадобиться и которые вы сможете заменить в походе. Сегодня никому не приходит
в голову таскать с собой коленчатый вал или запасные шестерни коробки передач - лучше выезжать на такой технике, где они не потребуются.
Также не стоит брать с собой цепь и звезды - лучше загодя заменить изношенные детали. Если маршрут сложный и возможны падения, лучше не
запасаться рычагами сцепления и тормоза, а установить для них прочную защиту. То же относится к зеркалам - правильная регулировка на
складывание убережет их от поломки. Кстати, при нужде из огромного зеркала «Газели», продающегося за копейки почти в любом придорожном
магазине, можно вырезать (выгрызть пассатижами) элемент почти любой формы за 10-15 минут.
Хорошая идея - раскладывать запчасти по тем местам, где они понадобятся: запасную лампу - в фонарь (нередко там есть место, а иногда -
даже специальный держатель), предохранители - в их блок или около него, свечу - под седло (если при ее замене его все равно снимать),
насос - вместе с запасной камерой и т.п.
Очень важно и то, куда складывать вещи. Самое необходимое (и хрупкое) - телефон, фотоаппарат, фонарик, карту маршрута, воду, салфетки
для шлема, запасной визор - желательно класть в сумку на баке. При этом нужно быть уверенным, что сумка надежно защищена от влаги.
Некоторые имеют внутреннюю водонепроницаемую мембрану - остальные просто укрывают сверху специальным пакетом.
Фирменный набор инструмента BMW смотрится солидно и элегантно. Но и его подчас не хватает, чтобы отвернуть
перетянутый крепеж - не усердствуйте при затяжке.
Я предпочитаю первые, хотя они чуть дороже. Можно сложить важные вещи в водонепроницаемый рюкзак, привязав его к заднему сиденью или к багажнику.
Категорически не советую ехать с рюкзаком за спиной: позвоночник вам за это спасибо не скажет, да и удовольствие сомнительное. В качестве
багажной емкости можно использовать водонепроницаемые мешки, любимые байдарочниками и рафтерами. Инструмент для простейшего ремонта нужно
брать обязательно. Вкратце перечень выглядит так: отвертка (для японских мотоциклов под крест, для отечественных и очень пожилых также шлицевая),
рожковые ключи (для «японцев» обычно на 8-10-12-14-17, для «европейцев» добавляются на 13, 15, внутренние шестигранники для «японцев»
(от 3 до 6 мм) и звездочки torx для «европейцев» (15-40), ключи для снятия колес, свечной ключ (желательно с резинкой внутри, чтобы не
повредить изолятор) и ключ для сливной пробки картера, хорошие пассатижи (лучше острогубцы, ими можно и предохранитель вынуть, и стопор-
мое кольцо снять), острый перочинный нож. Дополнительно рекомендую взять моток армированного скотча, четыре полутораметровых ремня со
стяжками, пластиковые хомуты (желательно несколько одинаковых - их можно при необходимости состыковать), пару кусков медного провода
(и для фиксации, и для «прикуривания»), набор для ремонта камер (для эндуро) и покрышек (тот, что с баллончиками со сжатым воздухом и жгутиками).
В дальних поездках, даже для мотоциклов с бескамерными шинами, может пригодиться камера, маленькие монтировки и портативный электрический
насос (упаковывая его, имейте в виду, что манометр - самая нежная его часть). Не забудьте про смазку цепи. Если длинные ключи не умещаются
в футляр (штатный отсек), их можно распилить пополам. Возьмите за правило - смазки, клеи, лампочки и другие хрупкие предметы держать
отдельно от ключей и всегда прокладывать резиной. Кстати, резиновые кольца или старая камера выручат во многих ситуациях. Впрочем, все
металлические предметы, включая банки с пивом, колой и прочими напитками, необходимо тщательно упаковать, иначе они протрутся и намочат все
содержимое сумки. Как ни странно, такое случается у многих, и, поверьте, это настоящий кошмар. Открываешь кофр, а там благоуханное пивное
озеро, в котором плавают ваши сменные вещи!
Для путешествия по дорогам описанного выше набора средств более чем достаточно. Совсем другое дело - автономная поездка по проселочным
дорогам или внедорожный рейд. Такое приключение требует более серьезной подготовки и водителя, и мотоцикла. Крепление поклажи должно быть
очень надежным и проверенным в тестовом режиме. Помимо инструмента и мелочей для ремонта с собой на мотоцикл берется только самое
основное и практичное обмундирование, палатка, примус, прочная веревка (репшнур) и ролики для нее, топор или струнная пила. В такие
путешествия лучше всего ехать группой и на одинаковой технике. Тогда груз инструмента и запчастей можно распределить на всех.
НЕ СТОИТ ВЫЕЗЖАТЬ В ДАЛЬНИЙ ПУТЬ НА ТОЛЬКО ЧТО КУПЛЕННОМ МОТОЦИКЛЕ.
В путешествии как никогда актуально правило «Не мешай технике работать!». Мелкие неисправности лучше устранять на привале, при хорошем свете,
а то и вовсе оставить до возвращения. Ведь сколько жиклеров было потеряно, сколько шпилек порвано, сколько резьб смято в попытках отрегулировать,
подтянуть, проверить и т.п. Исключения - ситуации, делающие нормальное движение невозможным. Например, попавшая в масло вода, пробитый
картер, подтекающий кран бензобака. Кстати, бывалые путешественники порой выпаривали воду из масла в котелке - и заливали обратно в двигатель.
А что делать - ведь эмульсия прикончит двигатель в момент! А от мотоцикла в дальних походах порой зависит и сама жизнь.
И последнее. Сборы в дорогу почему-то всегда происходят в ночь перед поездкой. Попробуйте нарушить этот закон и собраться заранее.
Это будет хорошим залогом успешной поездки. Выспитесь как следует и прекрасным солнечным утром выкатите свой полностью готовый, заправленный,
чистый и исправный мотоцикл из гаража и начните самое увлекательное приключение этого сезона.