Первый в мире мотоцикл его создатели Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах
назвали Reitwagen - «Повозка для верховой езды»; Если бы они посмотрели на новинки 2010 года в классе туристических машин,
они назвали бы их ЛАЙНЕРЫ ДЛЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ.
ОХОТА НА «ГУСЯ»
Вот недавнее сообщение: сумасшедший австралиец проехал из Мельбурна в Лондон на Honda CT110. Вообще-то на его родине на таких
аппаратах ездят пастухи и почтальоны, но красиво жить не запретишь. Ну, а скромные благоразумные люди (типа нас с вами) для таких
«дальнобоев» обычно пользуются более прозаичными машинами. Такими, как BMW R1200GS.
Ducati Multistrada - лидер в применении современных электронных систем.
Multistrada S в исполнении Touring Edition.
Ducati Multistrada 1200-«спортбайк для любых дорог».
Лавры (и продажи) знаменитого «Гуся» - самого успешного туристического эндуро в мире - многим не дают спать спокойно. Как оказалось,
бессонные ночи изводили и боссов компании Ducati. Слухи о том, что в недрах завода в Болонье готовят «охотника на гусей», появились
ещё год назад. И осенью 2009 года эти слухи воплотились в явь - в облике Ducati Multistrada нового поколения.
Впрочем, с прежней Multistrada у новинки так мало общего, что поначалу её даже хотели представить под другим именем. Но потом
спохватились: ведь придуманный к дебюту Multistrada-1 слоган «спортбайк для любых дорог» подходит н Muttistrada-2 ещё лучше!
Потому что мощность «прыгнула» вверх на целых 55 л.с: вместо заслуженного 95-сильного агрегата воздушного охлаждения с двух-клапанными
головками цилиндров - такая же четырёхклапанная «водянка», как и на спорт-байках серии 1198, и выдаёт она кругленькие 150 л.с.
BMW R1200GS, обновленный к сезону 2010 года
Такая же, да не такая: не зря конструкторы сменили её название с Testastretta Evoluzione на Testastretta 11°. Обозначение указывает на
величину перекрытия фаз газораспределения (угол поворота коленвала, во время которого открыты одновременно впускные и выпускные клапаны):
она в новом двигателе уменьшена с 41 ° до тех самых 11 °. Первое значение характерно для высокооборотных спортивных двигателей, в которых
необходимо обеспечить хорошую продувку на верхах любой ценой - пусть даже за счёт повышенного расхода топлива и потери момента на низах.
А малое перекрытие фаз - признак мотора, настроенного на тягу и экономичность: только за его счёт Testastretta 11 ° расходует на 15%
меньше топлива, чем спортбайковский агрегат. Кстати, не могу не отметить веру создателей Ducati в высокий уровень технической подготовки
адептов марки - раз они вынесли такой специфический показатель в обозначение новинки.
Чтобы «разгладить» характеристику крутящего момента, конструкторы также установили распредвалы с «мирным» профилем кулачков, изменили форму
впускных и выпускных каналов в головке и чуть уменьшили степень сжатия. Управление дроссельными заслонками «по проводам» позволило применить
изощрённую многорежимную систему управления (о ней позже) и встроить противобуксовочную систему.
Вместо характерного для Ducati «сухого» сцепления - «мокрое», с обратной пробуксовкой и механизмом, который усиливает прижим дисков
во время передачи крутящего момента от двигателя к колесу - так удалось снизить жёсткость пружин и, соответственно, усилие выжима.
Передаточные числа коробки передач подобраны так, что максимальная скорость достигается на пятой, а шестая - для экономии топлива на автостраде.
Двигатель с двумя верхними распредвалами в головке - главное новшество баварцев.
Рама мотоцикла - комбинированного типа: основная её часть и задний подрамник - пространственные, из стальных труб, центральная часть -
две отливки из алюминиевого сплава, а передняя изготовлена из магниевого (принципу централизации масс начали поклоняться и итальянские
конструкторы). Подвески - полностью регулируемые. В базовой версии впереди стоит вилка Marzocchi, а сзади - моноамортизатор Sachs,
а в версии «S» эти компоненты - производства Ohlins, да к тому же с дистанционной регулировкой на ходу. Тормоза - с передними радиальными
скобами Brembo и с ABS, которая в варианте «S» входит в стандартное оснащение, а в базовой версии её можно заказать.
И вот тут-то всё интересное только начинается! Потому что итальянские инженеры полностью использовали все возможности современной электроники,
создав самый «умный» в мире байк. Во-первых, вам даже не надо вынимать ключ из кармана: он сам свяжется с бортовой электроникой
на расстоянии двух метров от мотоцикла - остаётся лишь нажать на кнопочку. Во-вторых, приборный щиток - не щиток вовсе, а экран
бортового компьютера, который сообщит вам не только скорость, пробег, обороты двигателя, остаток топлива и температуру охлаждающей жидкости,
но и такие параметры, например, как средний расход топлива, пробег на остатке топлива, температуру окружающего воздуха и даже давление
в шинах (в версии «S»). А кульминация этого электронного разврата - переключатель, позволяющий выбирать из четырёх режимов: Sport, Touring,
Urban и Enduro. В спортивном режиме реакция двигателя на движение ручки газа - самая острая, противобуксовочная система позволяет похулиганить,
а настройка подвесок (в версии «S» с электронными регулировками) - спортивно-жёсткая. В туристическом режиме реакция мотора плавно-линейная,
ПБС настроена довольно чутко, а подвески комфортно распущены. В городском (Urban) режиме мощность двигателя ограничена 100 л.с, реакция
на движение ручки газа плавная, ПБС одёргивает малейшие попытки проскальзывания, подвески готовы к встрече с выбоинами асфальта.
Приборная панель BMW R1200GS с GPS-навигатором.
Режим Enduro - это плавные реакции «зажатого» до 100 л.с. мотора, почти не вмешивающаяся в работу машины ПБС (ABS можно отключить совсем),
готовые отработать любые неровности подвески. В общем, четыре в одном - и все эти изменения можно произвести, не слезая с мотоцикла. Если
же вас не устроит ни один из четырёх заводских режимов, можно подобрать индивидуальные настройки - через меню бортового компьютера.
Решили разориться на версию Multistrada S? Тогда выбирайте один из двух вариантов исполнения: Sport Edition, с карбоновыми деталями облицовки,
или Touring Edition, в комплектацию которого дополнительно входят центральная подставка, подогрев рукояток руля и багажные кофры. В списке
аксессуаров - навигационная система Garmin GPS, багажные кофры, пробка бензобака с дистанционным приводом замка, карбоновые подкрылки,
противоугонная система. Кроме того, можно заказать машину с уменьшенной на 25 мм высотой седла.
А что же немцы - сильно напуганы? Да, в общем-то, нет. На их стороне - почти 30-летний опыт производства туристических эндуро. Кроме того,
Ducati в соответствии со своим названием (Multistrada - «вседорожный») остаётся чисто «асфальтовым» (посмотрите на рисунок протектора и
на то, как низко сидят крылья). У BMW R1200GS - нехилый (и многократно проверенный) внедорожный потенциал, а у модификации Adventure
(со спицованными колёсами, внедорожными шинами и увеличенными ходами подвесок) он просто устрашающий.
Экстремальная версия - BMW R1200GS Adventure.
К сезону 2010 и BMW получил новый двигатель. Прежняя схема привода клапанов НС (High Camshaft - с расположенными близ головок цилиндров
распредвалами) уступила место привычной для современных моторов DOHC -с двумя верхними распредвалами в головке. Перемена позволила поднять
обороты двигателя и расположить клапаны радиально, улучшив форму камеры сгорания. Любопытно, что довольно скромный прирост мощности
(со 105 до 110 л.с.) сопровождается неадекватно большим ростом проходного сечения впускного и выпускного тракта (диаметр диффузоров
увеличен с 47 до 50 мм, тарелок клапанов - с 36 до 39 мм для впускных и с 31 до 33 мм для выпускных, да и подъём клапанов стал больше).
Задел для грядущей форсировки?
Для такой проверенной временем модели, как BMW R1200GS, важно не только то, что она приобрела благодаря модернизации, но и то, что она
не утратила. А не утратила она способность работать на 95-м бензине, а после перенастройки блока управления - и на 91-м. На месте
и уникальные подвески - Telelever спереди и Paralever сзади. По заказу их можно дополнить электронной системой регулировки на ходу Enduro ESA.
Ещё одна популярная опция - комбинированная (либо полукомбинированная) тормозная система с ABS. Впрочем, что-что, а список опций у BMW
всегда можно расширять до бесконечности: это и навигационная система, и «противоугонка», и багажные кофры, и всевозможная защита, и подогрев
рукояток, и возможность установки низкого седла и т.д., и т.п.
Так что сезон охоты на гусей открывать рановато: «гусь» себя в обиду не даст!
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модель
Ducati Multistrada 1200
BMW R1200GS
BMW R1200GS Adventure
Модельный год
2010
Сухая масса, кг
189 (192 для «S»)
203
223
Длина, мм
2150
2210
2240
База, мм
1530
1507
1510
Высота
по седлу, мм
850/825
870/850
910/890
Вылет, мм
нет данных
101
88,7
Угол наклона рулевой колонки, град.
25
25,7
24,8
Объём бензобака,л
20
33
ДВИГАТЕЛЬ
Тип
V2,4-тактный
В2, 4-тактный
ГРМ
D0HC, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объём, см3
1198,4
1170
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм
106x67,9
101x73
Степень сжатия
11,5
12,0
Макс. мощность, л.с. при об/мин
150/9250
110/7750
Макс. крутящий
момент,
Нм при об/мин
118,7/7500
120/6000
Система питания
впрыск топлива
Система охлаждения
жидкостная
воздушно-масляная
Система запуска
электростартер
ТРАНСМИССИЯ
Сцепление
многодисковое,
в масляной ванне,
с обратной
пробуксовкой
однодисковое, сухое
Коробка передач
6-ступенчатая
Главная передача
цепь
вал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама
пространственная,
комбинированная,
сталь + легкие
сплавы
силовой агрегат как
главный несущий
элемент + стальные
подрамники
Передняя подвеска
телескопическая вилка перевернутого типа
Telelever
Ход колеса, мм
170
190
210
Задняя подвеска
маятниковая, с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой
Paratever
Ход колеса, мм
170
200
220
Тормозная система
гидравлическая,
раздельная,
на версии «S» -
с ABS (по заказу на
базовой версии)
гидравлическая, по заказу-комбинированная, с ABS
Передний тормоз
2 диска 0 320 мм
2 диска 0 305 мм
Задний тормоз
диск 0 245 мм
диск 0 265 мм
Колёса
литые
спицо-ванные
Передняя шина
120/70ZR17
110/80R19
Задняя шина
190/55ZR17
150/70R17
BMW R1200RT 2010 года - с новым двухвальным двигателем.
НЕ ПОКИДАЯ АСФАЛЬТА
Если Ducati создала мотоцикл «четыре в одном», привлекая возможностью настройки машины, то BMW полагается на впечатляющую линейку туристических
мотоциклов разного назначения. И её важнейшее звено - модель BMW R 1200RT.
Как и «вездеход» R1200GS, «асфальтовый» турер в 2010 году получил новый оппозит с двухвальными головками. Поскольку этот двигатель практически
одинаков для обеих версий, перейдём сразу к «вкусностям» в ходовой части и оснащении. И здесь главная новинка - система электронной регулировки
параметров подвески второго поколения (ESA II). Хотя она устанавливается только на заказ, возможности её столь широки, что покупать «RT» без
неё - не интересно. Во-первых, водитель может задавать один из четырёх режимов загрузки мотоцикла: только водитель, водитель и багаж, водитель
и пассажир, водитель, пассажир и багаж. Соответственно с помощью сервопривода изменяется предварительное под-жатие пружин и - что характерно именно
для второго поколения ESA II - жёсткость упругого элемента (за счёт дополнительной вставки из эластомера). Кроме того, прямо на ходу можно
выбрать один из трёх режимов настройки гидравлики: Comfort, Normal или Sport.
А вот тормозная система с ABS входит в стандартное оснащение мотоцикла. Она полукомбинированного типа: рычаг на руле воздействует на тормоза
обоих колёс, а педаль - только на задний.
Еле заметно, но изменена форма обтекателя и переднего крыла -для улучшения аэродинамических свойств. А вот оснащение изменилось заметнее.
Ветровое стекло (которое с помощью электропривода регулируется по высоте в пределах 140 мм) обрело новый контур, что снизило шум во время езды.
На руле - новые пульты, унифицированные с семейством К1300. Управление аудиосистемой теперь не на отдельном пульте, а с помощью кнопок
на внутренней стороне левого пульта. Да и сама аудиосистема (которая входит в заказное оборудование) иная: вместо CD-проигрывателя USB-вход и
вход для iPod или иного МРЗ-плеера (для этих устройств предусмотрен непромокаемый карман в обтекателе). Число предустановленных
радиостанций увеличено с 6 до 24.
Кроме стандартной приборной панели (её теперь защищает от бликов дополнительный затемнённый визор) можно заказать бортовой компьютер, который
дополнительно сообщит уровень масла в силовом агрегате, давление в шинах, средний расход топлива и пробег на его остатке.
Kawasaki 1400GTR в новом сезоне насыщен электронными системам.
Боковые багажные кофры объёмом по 32 л входят в стандартное оснащение мотоцикла. Верхний (49 или 28 л) - за доплату. Водительское седло регулируется
на высоту 820 или 840 мм, но можно заказать вариант пониже (780 или 800 мм) или даже 750 мм - но это уже за счёт уменьшения хода подвесок и установки
специального тонкого седла.
Список опций открывает безграничные возможности усовершенствования мотоцикла. Кроме всего вышеупомянутого, в него входят противобуксовочная и
противоугонная системы, GPS-навигатор, круиз-контроль, подогрев седла и рукояток руля, дополнительные розетки, сумка на бензобак и многое, многое другое.
На том же поле, что и модернизированный BMW R1200RT, играет итальянский Moto Guzzi Norge GT. К сезону-2010 и эта машина обновлена: дополнительный
индекс 8V говорит о том, что её двигатель обзавёлся наконец четырёхклапанными головками цилиндров. А это означает рост мощности с 95 до 105 л.с.
и крутящего момента - с 95 до 110 Нм при одновременном улучшении гибкости характеристики мотора: если раньше пик крутящего момента приходился
на 6800 об/мин, то теперь - на 5800 об/мин. Доработана также форма обтекателя: теперь он лучше защищает седоков от встречного потока воздуха.
Перекалиброваны и подвески: передняя вилка -с регулировкой предварительного поджатия пружин, а в моноамортизаторе задней подвески регулируется
ещё и гидравлика отбоя.
Оснащение мотоцикла таково, словно итальянские конструкторы старательно учили уроки немецкого. Загибаем пальцы: боковые багажные кофры,
ветровое стекло с электрорегулировкой, тормоза с ABS, подогрев рукояток руля, GPS-навигация, 12-вольтовые розетки, бортовой компьютер...
Вас смущает слава «высочайшей надёжности» итальянских мотоциклов? Но Moto Guzzi как раз - счастливое исключение из правил. Не зря же
полиция Берлина - города, где делают мотоциклы BMW - пересела на Moto Guzzi Norge...
Японские компании к сезону-2010 представили лишь одну новинку в классе туристических мотоциклов: модернизированный Kawasaki 1400GTR.
Двигатель - рядную «четвёрку» мощностью 155 л.с. - и ходовую часть японцы практически не затронули, обвес переработали в малой степени (улучшив
аэродинамические качества обтекателя и увеличив ветровое стекло). Главные новшества - в насыщении машины электронными системами. Впервые на
1400GTR применена противобуксовочная система. В отличие от псевдо-трекшн-контроля, стоящего на спортбайке Kawasaki ZX-10R (реагирующего на
«немотивированные» всплески оборотов двигателя), эта система «честная» - сравнивает обороты переднего и заднего колеса. Поскольку для этого
задействованы датчики ABS, то система поставляется лишь совместно с комбинированной тормозной системой с ABS (которая в оснащение базового
варианта не входит). Обнаружив проскальзывание заднего колеса, система сразу уменьшает подачу топлива, частично перекрывает сечение впускного
тракта и изменяет параметры зажигания - все три фактора вкупе обеспечивают её достаточно мягкую работу.
Прямой конкурент для баварцев - итальянский Moto Guzzi Norge GT 8V.
Интересно, что водитель получил возможность регулировать степень «комбинированности» тормозной системы. В стандартном режиме в начале хода
тормозного рычага работает только передний тормоз, а в режиме High Combined оба тормоза сразу. Оборудованные ABS мотоциклы комплектуются также
подогревом рукояток руля и датчиками давления в шинах.
Ещё одна интересная новинка - режим топливной экономии. При включении его специальной кнопкой блок управления двигателем выбирает карты
зажигания/впрыска, настроенные на экономию до 25% топлива. Умная система понимает, когда водителю надоест «тошнить», - отключается, если обороты
выше 6000 об/мин, или ручка газа открыта более чем на треть хода, или скорость выше 160 км/ч.
А на подходе - ещё и люкс-турер... опять же от BMW. Пока баварцы продемонстрировали только двигатель - рядную «шестёрку»! - в шасси концепт-байка.
Но из его туристического предназначения секрета не делают. Ведь моторы такого типа славны своей плавностью работы...
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модель
BMW
R1200RT
Moto Guzzi Norge GT 8V
Kawasaki
1400GTR ABS
Модельный год
2010
Сухая масса, кг
229
251
304 (снаряжённая)
Длина, мм
2230
2195
2230
База, мм
1485
1495
1520
Высота
по седлу, мм
840/820
800
815
Вылет, мм
109,9
нет данных
112
Угол наклона рулевой нолонки, град.
26,6
нет данных
26,1
Объём бензобака,л
25
23
22
ДВИГАТЕЛЬ
Тип
В2,
4-тактный
V2, 4-тактный
R4, 4-тактный
ГРМ
DOHC, 4 клапана на цилиндр
OHV, 4 клапана на цилиндр
DOHC, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объём,см3
1170
1151
1352
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм
101x73
95x81,2
84x61
Степень сжатия
12,0
11,0
10,7
Макс. мощность, л.с. при об/мин
110/7750
105/7500
155/8800
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин
120/6000
110/5800
136/6200
Система питания
впрыск топлива
Система охлаждения
воздушно-масляная
воздушная
жидкостная
Система запуска
электростартер
ТРАНСМИССИЯ
Сцепление
однодисковое, сухое
многодисковое, в масляной
ванне
Коробка передач
6-ступенчатая
Главная передача
вал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама
силовой агрегат как главный несущий элемент + стальные подрамники