В 1969 году Honda CB750 потрясла мир целой батареей из четырех (!) глушителей.
Лишь в середине 20-х годов прошлого века произошел переворот в конструкции глушителей. Тому было несколько причин. Во-первых, машин и мотоциклов
(а в те годы - в первую очередь мотоциклов) на улицах городов стало больше, и за снижение шума стали бороться всерьез. Во-вторых, появились
жаропрочные краски, в массовом производстве стали применять никелевые покрытия (которые лет через 15-20 сменил хром). Все это привело, наконец,
к появлению знакомой нам конструкции: длинная выпускная труба, переходящая в смонтированную у заднего колеса коробку глушителя.
Типичный глушитель мотоцикла двойного назначения(Suzuki TS185) 70-х годов: он проходит под седлом и снабжен защитным экраном.
Такую коробку немалого размера не замаскируешь, значит, ее надо... сделать элементом дизайна. Глушитель стали облагораживать, прилеплять к нему
эффектные «завершения», самым знаменитым стал характерный «рыбий хвост». В 30-е годы непременным элементом мотоцикла спортивного типа, даже чисто
шоссейного, стал проходящий поверху глушитель, - стандартная «коробка», да еще и со здоровенным хвостовиком, цепляла за землю при малейшем наклоне машины.
«Мегафон» выпускной трубы гоночного мотоцикла Norton Manx. С одной стороны он сплющен - чтобы не цеплять за асфальт на виражах.
Еще позже конструкторы стали обращать внимание на процессы, происходящие в выпускной системе. До этого считалось, что ее задача (наряду со снижением шума) -
как можно быстрее выбросить отработавшие газы в атмосферу. У гоночных мотоциклов даже делали выпуск в виде рупора-мегафона: по закону физики
расширяющиеся газы образуют зону пониженного давления, которое как бы высасывает их наружу. Оказалось, все гораздо сложнее и интереснее.
В выпускной системе возникают волны давления и противодавления, из которых можно извлечь пользу. Первыми на это обратили внимание инженеры,
проектировавшие в 50-е годы гоночные двухтактные двигатели: немец Вальтер Кааден (который привел к мировой славе MZ) и испанец Франциск Бульто
(он работал в компании Montesa, а потом основал собственную - Bultaco). В моторах такого типа продувка осуществляется рабочей смесью, часть которой
просто вылетает в выпускную трубу. Оказалось, поколдовав с выпускной системой, можно на определенных режимах создать подпор у выпускного окна,
оставив смесь в камере сгорания, и тем самым улучшить наполнение и поднять мощность. Так на двухтактных спортивных мотоциклах появились глушители -
вернее, выпускные системы - сложной формы и переменного сечения (характерная конструкция из двух встречных конусов).
У Benelli Sei 1972 года глушителей целых шесть - по три с каждой стороны.
А на дорожных мотоциклах - равно с двухтактными и четырехтактными моторами - в 50-е годы вошла в моду длинная хромированная «сигара». И не выходила
из моды лет тридцать! Лишь в 80-е годы едва-едва народившееся тогда племя спортбайков переняло у гоночных четырехтактных аппаратов выпускную систему
с характерным «бидоном» (или «банкой» - can), насаженным на выпускную трубу.
Но все это - просто детский лепет по сравнению с тем многообразием форм, которое хлынуло на рынок в последние полтора десятка лет. В конструкции и дизайне
глушителей произошла революция, подобная той, что разразилась в середине 20-х. А все из-за того, что «концы» пришлось делать намного больше и массивнее.
Требования к снижению шума стали прямо-таки драконовскими. К тому же в выпускной системе прописались каталитические нейтрализаторы, а на самых мощных мотоциклах -
еще и мощностные клапаны. И конструкторы пошли испытанным путем: раз не можем замаскировать, давайте украшать!
Четыре «дудки» смотрят на нас из-под «хвоста» спортбайка MV Agusta F4.
Какие изысканные формы пришли на смену прежним бесхитростным «бидонам» и «сигарам»! Треугольные, многоугольные, граненые и смягченные... Но во всем
многообразии можно уловить и некоторые тенденции. В 90-е годы писком моды - особенно для спортбайков - стали глушители, выведенные под седло. Но в последнее
время в фаворе принцип централизации масс, и выпускные системы - особенно их массивную часть с нейтрализатором - стали располагать как можно ближе
к центру машины: под силовым агрегатом.
Мода 80-х годов: глушитель типа «бидон» (Kawasaki ZXR750 1989 года).
И напоследок как не упомянуть об особой культуре, адепты которой хвастают друг перед другом афтемаркетовыми «концами», произнося заклинания:
Yoshimura, Akrapovic, Lazer... Экстремалы предпочитают «прямотоки», наводящие своим воем ужас на округу. Но как же нам будет недоставать этого «голосочка»,
когда мир перейдет на электротягу!
Ducati в 90-е годы ввела моду на глушители под «хвостом».
Скульптура в металле глушитель Moto Guzzi Griso 8V.
Новейшая тенденция - короткий глушитель, размещенный у силового агрегата (Honda CB1000R).