Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мото-Клуб Мото-Клуб
НОВОСТИ    О НАС    СКИДКИ    РЕМОНТ    ПРОКАТ    СТАТЬИ    ВАКАНСИИ    КОНТАКТЫ    НАПИСАТЬ НАМ    КЛУБ
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Как заказать Мотоциклы, скутеры, велосипеды Магазин Мотоциклы, скутеры, велосипеды МагазинКаталоги Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Ремонт техники
Ремонт техники
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
ABM Raptor 250
Raptor
Racer 250cs
Racer
ABM ATV Apache 150
Apache
ABM Volcan 150
Volcan
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Отзывы наших клиентов
Наши дипломы
Ссылки
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Топливные системы мотоциклов и скутеров Мотоцикл ИЖ-Планета. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Учебник водителя мотоцикла. Скутер Honda Lead. Инструкция по устройству, техническому обслуживанию и ремонту. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Suzuki Sepia. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Yamaha Jog. Инструкция по эксплуатации мопедов Brize, Delta, Bingo. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов Урал, Днепр. В путешествие на мотоциклах Урал вокруг света. Инструкция по ремонту мопедов с 4-тактными двигателями. Китайцы. Мопеды и мокики китайского производства. Delta, Musstang, Leader, Dingo, Sagitta, HongDou, Jianshe, Loncin, Simple, Zip Star, Alpa, Фермер, Dino Eriskay. Инструкция по эксплуатации мотоблоков Нева, Ока, Каскад. Инструкция по обслуживани и ремонту скутера Delta. Ремонт четырехтактного двигателя скутера. Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Александр ВОРОНЦОВ,
фото автора и из архива редакции

Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

       Мотогонкам больше ста лет, и все это время организаторы ломают себе головы: какая составляющая важнее - спортивная или техническая? Сближать гоночные аппараты с серийными, снижая расходы и обеспечивая массовость, или развязать руки конструкторам, ускоряя прогресс?

       Киношники, снимающие фильмы про гонки, обожают немудреный сюжет: простой деревенсний парень, вооруженный лишь природным талантом и разработанным на задворках фермы ноу-хау, в первом же состязании громит знаменитых асов на фирменных тачках... Увы, в жизни все не так. Талант, безусловно, имеет значение, но у денег - ничуть не меньший, если не больший вес. В конце концов, у кого их больше, тот и скупает перспективных спортсменов.

Типичный гоночный мотоцикл начала XX века: почти велосипедное шасси и огромный мотор (французский гонщик Прево на Alcyon, 1905 год). Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Типичный гоночный мотоцикл начала XX века: почти велосипедное шасси и огромный мотор (французский гонщик Прево на Alcyon, 1905 год).

       Даже в легкой атлетике все чаще выигрывают те, у кого лучше (и дороже) кроссовки и шесты. Что уж говорить про мотоспорт, с его астрономическими расходами на гоночные аппараты. Сколько мы знаем одаренных спортсменов, чья карьера пошла прахом из-за того, что они так и не смогли попасть в хорошую заводскую команду. И это главная проблема: что это за спорт, если деньги важнее таланта? Вторая вытекает из самой природы мотогонок как одного из самых опасных видов спорта. Больше сотни лет организаторов состязаний обвиняют в том, что они устраивают современные гладиаторские бои на потеху публике, которая приходит на мотодром с затаенным желанием увидеть кровавую кашу.

       А те оправдываются: дескать, мотоспорт - это не только метры, секунды и азарт. Он жизненно важен и для развития мототехники: ведь «гоночные» решения рано или поздно внедряются и в серийную технику.

Чарльз Коллир и его Matchless - победители первой гонки Tourist Trophy в классе одноцилиндровых мотоциклов. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Чарльз Коллир и его Matchless - победители первой гонки Tourist Trophy в классе одноцилиндровых мотоциклов.

       Впрочем, этим спорам уже больше ста лет. Давайте вернемся в лето 1906 года и заглянем в ночное купе поезда Вена-Париж. Там цвет британского мотоспорта в лице представителей «Автоциклетного клуба» маркиза де Моузилли Сен-Мера и Фредди Страйта и цвет британской мотопромышленности в лице братьев Коллир, владельцев компании Matchless, на чем свет стоит костерят организаторов гонки на «Международный мотоциклетный кубок», только что прошедшей в Австро-Венгрии. Слыханное ли дело: те допускают до старта мотоциклы массой не более 50 кг, не накладывая при этом никаких других ограничений. В итоге на трассу выходят чудища с моторами умопомрачительной мощности - целых 12 л.с! - в велосипедных рамах. Это же просто опасно - говорят спортсмены. К тому же, вторят им промышленники, такие правила вынуждают компании создавать чрезвычайно дорогие специальные конструкции, не имеющие ничего общего с дорожными машинами. Не разумнее ли устраивать соревнования для обычных, «туристических» мотоциклов?

       Так родилась идея Tourist Trophy - гонки, ставшей образцом для всех современных мотосостязаний. Поначалу мотоциклы делили на классы по числу цилиндров, но вскоре перешли на привычную нам классификацию - по рабочему объему. В первых гонках ограничивали даже расход топлива, но через пару лет это ограничение как-то незаметно отпало. А в первом Tourist Trophy в 1907 году в классе одноцилиндровых мотоциклов победил Чарльз Коллир на Matchless. Справедливости и ехидства ради уточню: хоть Коллир и ратовал за использование в гонках исключительно серийных «туристических» машин, его аппарат таким не являлся. Так, на мотоцикле-победителе стоял специально созданный верхнеклапанный двигатель - на серийной продукции Matchless такие появились лишь в середине 20-х годов.

Отто Уолкер и его гоночный «борд-треккер» Harley-Davidson 1915 года с четырехклапанными головками цилиндров (Harley-Davidson archives, copyright H-D). Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Отто Уолкер и его гоночный «борд-треккер» Harley-Davidson 1915 года с четырехклапанными головками цилиндров (Harley-Davidson archives, copyright H-D).

       Если в Европе гонялись в основном по шоссейным кольцевым трассам, то в США в начале XX века была популярна другая забава: гонки по трекам, сначала велосипедным, а потом и по построенным специально для мотогонок. На этих овалах, выложенных досками («board tracks»), родилась самая совершенная в ту пору порода гоночных мотоциклов: с верхнеклапанными V-образными «двойками», с четырехклапанными головками цилиндров. Такой аппарат, весивший чуть больше 110 кг, при литровом 20-сильном моторе развивал скорость около 180 км/ч! Превосходство этой техники янки во всей красе продемонстрировали в 1911 году: в гонке Tourist Trophy они наголову разбили англичан и прочих европейцев, заняв первые три места.

       Уже в 20-е годы «борд-тренкеры» стали считать слишком опасными и дорогими, но окончательно поставила на них крест Великая депрессия. С 1930 года главным в американских соревнованиях стал класс «С» - мотоциклы с 750-кубовыми моторами (нижнеклапанными!) на основе серийных. Боюсь, однозначную оценку такому решению дать невозможно. С одной стороны, оно спасло массовый мотоспорт в США. С другой - фактически изолировало его от международной арены.

Роди Роденберг и мотоцикл класса «С» - Indian Sport Scout 1935 года, с 750-кубовым нижнеклапанным двигателем. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Роди Роденберг и мотоцикл класса «С» - Indian Sport Scout 1935 года, с 750-кубовым нижнеклапанным двигателем.

       А на этой самой «международной арене» - тогда чисто европейской, в силу бедности всех прочих стран - мотоспорт процветал так, что 20-е годы прошлого века до сих пор называют его золотой порой. В чем истоки расцвета? Мотоцикл оставался главным механическим видом транспорта - выпуск двухколесных машин намного превышал производство четырехколесных. Десяткам, даже сотням фирм надо было завоевать покупателя, а спортивные успехи оставались самым быстрым и эффективным средством рекламы. В заявочном листе любой серьезной гонки числился не один десятой заводских команд! Перепадало и любителям: компании Norton, Velocette, Rudge и многие другие создавали так называемые реплики своих гоночных машин. Причем их выпускали с крыльями и комплектом электрооборудования: спортсмен-любитель приезжал на реплике на трассу, снимал крылья, фару и т.п., ставил специальные поршень и головку под высокую степень сжатия (гонялись тогда на спиртовых смесях) - и вперед, на трассу!

       Идиллию нарушили в середине 30-х годов... фашистские режимы. Решив, что успехи в авто- и мотоспорте - лучшая пропаганда, они выделили огромные средства своим компаниям на разработку гоночных конструкций. Так на трассах появились сложные, многоцилиндровые, оборудованные наддувом машины. Немецкие BMW и DKW, итальянские Gilera и Moto Guzzi не оставили соперникам никаких шансов.

Самый сложный мотоцикл 50-х годов - итальянский 500-кубовый Moto Guzzi с восьмицилиндровым V-образным двигателем. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Самый сложный мотоцикл 50-х годов - итальянский 500-кубовый Moto Guzzi с восьмицилиндровым V-образным двигателем.

       Международная федерация мотоспорта раскачивалась долго и отреагировала на этот технократический вызов... уже после Второй мировой войны. Двигатели с наддувом и спиртовые смеси попали под запрет. Но эти полумеры уже не могли охладить пыл конструкторов, создававших высокооборотные многоцилиндровые моторы. А мир мотогонщиков окончательно расслоился на элиту, выступающую за заводские команды, и массовку, мечтающую лишь об одном: обратить на себя внимание боссов из мотоциклетных компаний.

       Впрочем, такой технический беспредел продолжался, пока не закончились деньги. В 50-е Западная Европа стремительно богатела и стала пересаживаться с мотоциклов на автомобили. Пришлось мотоциклетным компаниям сократить бюджеты, и пострадал прежде всего мотоспорт. Во второй половине десятилетия из мира Гран-при ушли все, кроме несгибаемой MV Agusta. С 1958 по 1960 годы ее заводская команда собирала титулы во всех классах мотоциклов-одиночек! После чего итальянцы тоже успоноились, сосредоточившись на старших кубатурах.

Norton International 1932 года - типичная «реплика» гоночного мотоцикла, оснащенная верхневальным двигателем. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Norton International 1932 года - типичная «реплика» гоночного мотоцикла, оснащенная верхневальным двигателем.

       И вновь для «частников» настала золотая пора. Занятное зрелище представлял тогда собою большой спорт! Скорее он напоминал передвижной цирк: по завершении гонки спортсмены собирали шатры и вместе с механиками, женами и любовницами откочевывали к месту следующего состязания - благо, что за пределы Европы чемпионат мира практически не выезжал. Итальянские и английские компании выпускали гоночные аппараты в сотнях экземпляров, обеспечивая массовость спорта.

       Идиллию, как всегда, порушили деньги. В 60-е на сцену вышли японсние концерны, которым до зарезу нужно было заявить о себе. Скупив самых талантливых спортсменов, они создали гоночные мотоциклы нового поколения, в которых принципы многоцилиндровости и быстроходности были возведены в абсолют. Например, 50-кубовая (!) Honda RC115 1965 года снимала с трех цилиндров 20 л.с. при 22 000 об/мин! У двигателя был такой узкий рабочий диапазон, что потребовалась 14-ступенчатая коробка передач.

Компрессорный гоночный BMW, на нем Георг «Шорш» Майер выиграл чемпионат Европы 1938 года и гонку Tourist Trophy 1939 года. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Компрессорный гоночный BMW, на нем Георг «Шорш» Майер выиграл чемпионат Европы 1938 года и гонку Tourist Trophy 1939 года.

       Разрыв между элитой и массовкой превратился в пропасть, и ФИМ вновь сочла своим долгом вмешаться. В конце 60-х годов она ввела ограничения по числу цилиндров (один в 50 см3, два в 125 и 250, четыре в 350 и 500) и передач в КП (не более шести). Результат оказался неожиданным: все сливки собрала... Yamaha. Она выпускала неплохой серийный гоночный мотоцикл с двухцилиндровым двухтактным мотором, разработанным на основе дорожного RD250/350. В итоге чуть ли не 95% гонщиков в классах 250 и 350 см3 в начале 70-х годов выступали на этих машинах!

       Рецепт понравился, и вскоре серийное производство гоночных мотоциклов освоили японские Honda и Suzuki, итальянская МВА, испанская Derbi. И произошло невиданное доселе: гонщики, не принадлежавшие к заводским командам, стали не только подниматься на пьедестал, но и выигрывать мировые первенства!

Английский AJS 7R «Boy Racer» выпускался серийно с 1948 по 1963 годы, на нем выступала основная масса гонщиков в классе 350 см3. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Английский AJS 7R «Boy Racer» выпускался серийно с 1948 по 1963 годы, на нем выступала основная масса гонщиков в классе 350 см3.

       Казалось бы, у чемпионата мира по шоссейно-кольцевым безоблачное будущее, но совершенно неожиданно у него возник грозный соперник. Дело в том, что по регламенту долгие десятилетия максимальный рабочий объем двигателей ограничивался 500 см3. А в 70-е годы в моду резко вошли дорожные мотоциклы с куда более «серьезными» моторами: 750, 850, даже 1100 см3. И гонки мотоциклов на основе серийных, которые доселе ютились на задворках большого спорта, сразу стали интересными: ведь скорости стали сопоставимы с теми, что показывали в Гран-при! Да и сами мотоциклетные компании проявили к ним интерес: затраты на разработку меньше, а рекламный эффект больше - ведь такие гоночные аппараты почти неотличимы от серийных машин!

       Самую удачную формулу разработали американцы: мотоциклы, находящиеся в свободной продаже, с 750-кубовыми «четверками» или 1000-кубовыми «двойками». С 1976 года по такой формуле проводится американский чемпионат «Супербайк», а с 1988 года она стала основой и для чемпионата мира. Чуть позже возникла формула «Суперспорт»: 600-кубовые «четверки» или 750-кубовые «двойки».

Японское чудо - Honda RC166 1966 года с шестицилиндровым рядным 250-кубовым двигателем, раскручивающимся до 18 000 об/мин. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Японское чудо - Honda RC166 1966 года с шестицилиндровым рядным 250-кубовым двигателем, раскручивающимся до 18 000 об/мин.

       Поначалу все эти формулы воспринимали как второй сорт, и никто не мог предположить, что их популярность сравнится с Гран-при. Но так и произошло: «Супербайк» и «Суперспорт» привлекли больше и зрителей, и спонсоров. Теперь уже ФИМ пришлось спасать «главный» чемпионат. Чтобы сделать «королевскую» категорию - 500 см3 - более привлекательной для производителей, ее перевели на четырехтактные 990-кубовые (сейчас - 800-кубовые) двигатели. Результат оказался сомнительным: заводских команд мало, серийных машин никто не выпускает. После ухода Kawasaki из MotoGP возникла катастрофическая ситуация: ряды стартующих редеют! Да и в других классах ситуация не лучше: серийного производства гоночных мотоциклов практически нет, независимые гонщики «донашивают» старые заводские машины.

       И вновь ФИМ пытается спасти ситуацию, перекраивая правила. Со следующего года вместо класса «250» поедут мотоциклы Moto2 - с 600-кубовыми четырехтактными двигателями на основе серийных (хотя идея сделать Honda монопольным поставщиком моторов не всем по вкусу - дескать, не GP, а какой-то монокубок получается). Вполне возможно, что на смену классу «125» придут мотоциклы с 450-кубовыми двигателями от «кроссачей» - такая формула уже завоевала признание и в США, и в Европе. Вот только что будет с «королевским» классом MotoGP - пока неясно.

       Быть может, пришло время отказаться от уникальных гоночных прототипов? Нет-нет, только не мордой об асфальт! Я же пошутил...

Yamaha TD2 1969 года была создана на основе дорожного мотоцикла, что не помешало ей стать одним из самых удачных гоночных аппаратов всех времен. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Yamaha TD2 1969 года была создана на основе дорожного мотоцикла, что не помешало ей стать одним из самых удачных гоночных аппаратов всех времен.

Японские компании серийно выпускали даже 500-кубовые гоночные мотоциклы -на фото Suzuki RG500 1976 года. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Японские компании серийно выпускали даже 500-кубовые гоночные мотоциклы -на фото Suzuki RG500 1976 года.

Ducati Desmosedici RR - современная реплика мотоцикла MotoGP. Мотоциклы, цилиндры, деньги, скорость.

Ducati Desmosedici RR - современная реплика мотоцикла MotoGP.


В начало статьи

Источник материала : журнал "МОТО"

Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Copyright (c) 2003-2024, ООО "МОТО-ВЕЛО". Все права защищены.
Новости    Объявления    О компании    Магазин    Корзина    Как заказать    Скидки    Каталоги
Ремонт    Прокат    Статьи    Вакансии    Контакты    Написать нам    Мотоклуб

 
Яндекс цитирования