Обслуживание эндуро и кроссача. Взгляд через призму бутылки.
Владимир ЕФИМОВ, Москва
Эта Yamaha TT-R250 в прошлой жизни перемесила немало грязи!
На бездорожье водитель сжимает ногами (разумеется, ноги в кроссовых мотоботах) ту часть рамы своего эндуро или «кроссача», что над
подножками. А боты и рама забрызганы грязью. Через месяц-другой от краски в этих местах остаются только непрезентабельные остатки.
И образуется ржавчина.
Конечно, ржавчина на скорость не влияет. Но портит внешний вид. А рано или поздно надумаете сменить аппарат - за облезлый товар много
не выручите. Так что есть смысл сразу после покупки постараться предотвратить порчу.
Картонка приложена к свежепокрашенной раме...
Можно купить специальные пластиковые накладки на эти части рамы. Что не так-то просто: их изготавливают только для современных кроссовых
моделей и некоторых широко распространенных эндуро. Да и те приобрести тут же, как правило, невозможно - дефицит, а пока поступят «под заказ»,
за полтора-два месяца (не станешь же ждать - поедешь кататься) краску успеешь содрать. И потом, это новье обойдется в $50-80. А вот
теперь взвесьте: за час и буквально из ничего можно самому изготовить накладки, которые ни в чем не уступают фирменным.
Начали! Подберите, из чего будете делать заготовку - подойдут пластиковые упаковки из-под жидкой бытовой химии, скажем, канистры или
прочие прочные и легкие в обработке материалы. Я воспользовался флаконом от ополаскивателя для белья. Обратите внимание: снизу на
упаковке можно прочитать, из чего она изготовлена. Удобно работать с материалом PET (из него, кстати, делают обычные пластиковые бутылки),
неплох полиэтилен, из которого изготавливают различные канистры. Помните, большинство подобных пластиков невозможно покрасить? Так что
сразу выбирайте подходящий по цвету. Кроме того, материал должен менять форму при нагревании - быть термопластичным, а также стойким
к царапинам и ударам.
Защита готова и закреплена на раме. Левая часть - на фото слева, правая - справа: 1 - защита; 2 - болты; 3 - пластиковые монтажные хомуты;
4 - дополнительный кусок пластика.
Вначале изготовьте выкройку. Возьмите близкий по толщине к вашей заготовке картон, приложите к месту и отрежьте лишнее (лучше отрезать
постепенно). Наметьте, к каким местам на раме будете крепить защиту - отсюда и пляшите. Гните картон по месту на раме, надрезайте -
словом, подгоняйте поточнее.
Выпрямите картонку - получите шаблон. По нему вырежьте из пластика заготовку. Приложите к раме и грейте техническим феном. Прогревайте
заготовку по частям. Начинайте с одного из мест ее будущего крепления. Прижимайте размягченные места к раме не руками, а через сложенную
в несколько раз ткань, и держите, пока пластик не остынет и не примет нужную форму. Одной банки может не хватить - соберите защиту из
двух, а может быть и трех кусков. Соединять их между собой не обязательно. Главное - надежно закрепить. Проследите: нигде ничего не
должно торчать - чтобы ничто не цепляло за одежду и обувь.
Защита готова и закреплена на раме. Левая часть - на фото слева, правая - справа: 1 - защита; 2 - болты; 3 - пластиковые монтажные хомуты;
4 - дополнительный кусок пластика.
Если защиту не за что надежно закрепить болтами или саморезами, не расстраивайтесь - закрепите хотя бы в одном месте, а другие части
притяните пластиковыми хомутами.
Вот и все, с такой защитой за сохранность рамы можно быть спокойным. А случись чего - изготовить новую проще простого. Особенно, когда
набьешь руку. У меня сейчас уже второй мотоцикл ездит с такими накладками.
А на предыдущем к моменту его продажи рама оставалась в первозданном виде.