Реле-регулятор японского мотоцикла - начальник генератора
Юрий МАТЮШКИН,
Набережные Челны, Татарстан
В таком виде реле-регулятор проработал несколько лет. Из четырех диодов в левом диодном мосту VD1.1 (он выделен квадратом)
используются лишь два.
Японская электроника тоже, случается, подводит. Вот и реле-регулятор моей Honda CB1
сгорел. Сначала я искал в магазинах новый - не нашел, потом б/у - не нашел и, отчаявшись, смастерил его сам.
Если умеешь паять, то ничего сложного. Принцип действия реле-регулятора прост. Диодный мост выпрямляет трехфазный переменный ток
генератора. По мере увеличения оборотов двигателя напряжение на выводах генератора растет, в какой-то момент стабилитроны
«пробиваются» - и «открывают» тиристоры. Они же, тиристоры, закорачивают обмотки генератора и сбрасывают избыток тока на «массу».
Схема реле-регулятора: Г - генератор VD1.1 и VD1.2 - КВРС 2510; VD2 - ВТА 26 600; VD3 - IN4007; VD4 - подобрать самостоятельно
из стабилитронов на 13-15 В; R1 - 30 Ом; R2 - 200 Ом.
Трехфазный мост я не нашел - использовал полтора обычных, от мощных блоков питания бытовой техники (КВРС 2510). Их 25 ампер
допустимого тока вполне достаточно для работы с мотогенератором. Рекомендовать какую-то марку стабилитронов VD4 не берусь -
для разных генераторов понадобятся разные номиналы. Подберите их сами. Стабилитроны стоят дешево, так что купите несколько
комплектов из трех одинаковых деталей для разных напряжений - в пределах 13-15 В. Добейтесь, чтобы во всём диапазоне оборотов
коленвала напряжение на АКБ не превышало 14,5 В. У меня на СВ1 на холостом ходу - 12,4 В, а на 12 тыс. об/мин - 14,3 В.
Диоды VD3 (IN4007) и сопротивления R2 (200 Ом) нужны для нормализации работы стабилитронов, a R1 (30 Ом) «помогают»
тиристорам VD2 (ВТА 26 600).
Прибор обошелся сравнительно недорого. В наших краях цена комплекта деталей - около 800 рублей, в других местах, слышал,
можно уложиться и в 500. Это при цене новой детали $150! Если ее еще сумеете найти...
Несколько друзей повторили эту схему, а сам я собрал и установил такие же регуляторы на Honda CB400 и CBR600. Все устройства
работают без нареканий уже несколько лет.