Смазка коренных подшипников коленвала Иж-Планета
Юрий БАТУРИН, пос. Супонево
Брянского р-на Брянской обл.
Без засоров
Любой, кто хотя бы раз сталкивался с разборкой двигателя «Иж-Планета», не мог не обратить внимание на то, как организована
смазка коренных подшипников коленвала. Маслоподводные каналы упираются в наружную обойму подшипника, а на выходе превращаются
в узкие щели. Возле обойм, как в отстойниках, накапливаются частички нагара, и, накопившись, могут закупорить каналы.
Это причина преждевременного выхода из строя коренных подшипников. Поломку можно предупредить, устранив сужения, - как
показано на снимках. Выемки на краях наружных обойм пропилите на точиле до беговой дорожки. На б/у подшипнике дорожка хорошо
видна. Чтобы рассчитать расстояние до роликов на новом, вооружитесь штангенциркулем.
Обязательно отполируйте выемки на обоймах подшипников и затупите острые кромки маленьким абразивным бором (боры продаются
в наборах в хозяйственных магазинах). Иначе обоймы могут треснуть!
После переделки в каналах никакой сор не задерживается, да и емкость их такова, что ресурса коленвала не хватит, чтобы они забились.
Канал левого подшипника в заводском исполнении.
Углубите канал шарошкой или хотя бы сверлом.
На наружной обойме подшипника проделайте небольшие выемки.
Канал после обработки.
Установлен новый узкий сальник и самодельная дистанционная втулка с выемкой.
По канавкам масло со стенок кривошипной камеры попадает к подшипникам.
Проделайте все то же с правым подшипником.
Проделайте все то же с правым подшипником.
Вопрос-ответ
У моей Jawa «горят» диски муфты сцепления, и я не пойму, что могу сделать... И второе: какое масло посоветуете заливать
в КП, с какими числами вязкости в маркировке?
Рифат БАГАЕВ, г. Набережные Челны
Диски подгорают после длительной пробуксовки. Неисправность обычно возникает как следствие неправильной регулировки
механизма сцепления, заедания в его приводе (например, «разлохматился» или перегнулся трос). Диски могут проскальзывать
из-за слишком густого или же излишне высококачественного (и очень «скользкого») масла в коробке передач. Но в этом
случае «пожар» обычно не возникает.
В первую очередь проверьте трос: усилие на рычаге сцепления как при нажатии, так и когда его отпускаете, должно быть
одинаковым. Если рычаг при отпускании как бы зависает, проверьте: может быть, трос где-нибудь излишне согнут? Выпрямите
и смажьте его. Не поможет - замените. Если трос исправен, проверьте регулировку автомата выжима сцепления. Может
быть, она сбилась, и механизм постоянно давит на выжимной диск. Или другая причина: от старости или по другой причине
ослабли пружины. Как их проверять, инструкция умалчивает. Можем посоветовать только одно: сравните их по длине с
новыми или заведомо работоспособными -ваши не должны быть короче.
Инструкция к мотоциклу Jawa рекомендует заливать в
картер двигателя АС8, АС10 или АСп10. Современное обозначение вязкости этих масел - 10W30, 10W40. Первое из этих трех
до сих пор выпускается под маркой М8-В1. Самые близкие нынешние аналоги двух других масел - «жигулевское» М10-Г1 и
«камазовское» М10-Г2. Их качество оставляет желать лучшего, но для коробки Jawa его хватит. Высококачественные масла
для автомобильных моторов здесь могут оказаться излишне хороши - слишком «скользкие»: в «ванне» с ними сцепление
станет пробуксовывать. А лучше всего сцепление будет себя «чувствовать» в специальном масле для мотоциклетных
4-тактных двигателей.
Инструкция рекомендует заливать в бензин те же масла, что в КП, в соотношении с бензином 1:33 при обкатке и 1:40
после нее. Опыт же подсказывает, что для 2-тактного двигателя любое 2-тактное масло лучше любого 4-тактного. После
обкатки 2Т-масло нужно смешивать в соотношении 1:50.
Мотоцикл Jawa 350 Chopper