Бензопилы подразделяются на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные. Бытовые пилы применяют от случая к случаю, когда
объемы работ невелики. У них незначительная мощность, небольшой ресурс, они не приспособлены для длительных непрерывных нагрузок.
Мощные профессиональные пилы предназначены для промышленной валки леса, выдерживают значительные нагрузки, приспособлены для
ежедневной работы по 8...10 часов и больше. Полупрофессиональные пилы занимают промежуточное положение между бытовыми и
профессиональными. Чаще их используют для обрезки сучьев на лесоповале.
В СССР первые опытные образцы цепных пил появились в 1931 г., массовое производство началось значительно позднее. В 1955-м на
Пермском машиностроительном заводе началось производство бензопилы «Дружба». Позже здесь же освоили выпуск пил «Урал» и «Тайга».
Бензопила «Урал» отличается от «Дружбы» большей мощностью, долговечностью и надежностью, она быстро завоевала популярность среди
профессиональных лесорубов. Пила «Тайга» более легкая и предназначена для валки небольших деревьев и обрезки крупных сучьев. Ее
можно отнести к универсальным пилам.
Конструкция этих бензомоторных пил оказалась столь совершенной, что их в различных модификациях выпускают и сегодня, т. е. несколько
десятилетий подряд. И каждая модель находит своего покупателя, хотя на рынке появились более современные пилы зарубежных производителей.
«Дружба» и «Урал», пожалуй, самые дешевые профессиональные пилы в мире. Они предназначены для валки деревьев метрового диаметра в
любое время года. При работе вальщику не надо даже нагибаться – пилы имеют высокую раму. Раскряжевка толстых хлыстов также не составляет труда.
Отечественные пилы просты и неприхотливы, они нетребовательны к качеству топлива и масел, что для России немаловажно. Для ремонта
этих пил не нужен специнструмент и оборудование – ремонт проводится буквально в лесу. Запчасти для них дешевые и доступные.
Одним из существенных недостатков отечественных бензопил является их большая масса: не меньше чем в полтора раза больше массы
зарубежных пил того же класса. Кроме того, наши пилы неэкономичны. Расход топлива при работе, например, пилы «Урал-2Т» более чем
в два раза выше расхода топлива у пил иностранных марок. Существенным недостатком является и то, что ресурс пил отечественного
производства ниже, чем импортных. По этим причинам многие отказываются от бензопил российского производства и все чаще используют
продукцию иностранных компаний.
Пилы зарубежных производителей появились на российском рынке относительно недавно. Еще 10 лет назад не менее 90% всех используемых
бензопил были отечественными. Пожалуй, первая зарубежная компания, которая стала поставлять цепные пилы на наш рынок, это шведская
Husqvarna, лидер на мировом рынке техники для леса и сада.
Вслед за продукцией Husqvarna в продажу поступили бензопилы марки Partner, затем продукция немецкой компании Stihl, итальянской
Oleo-Mac, Makita, Champion, AL-KO, Craftsman, Dolmar, MaxCut и др. Это далеко не полный перечень. Сейчас на российском рынке
предлагаются пилы нескольких десятков торговых марок. Некоторые производители, например компания Oregon, специализируются на
производстве запчастей и расходных материалов для цепных пил: шин, цепей, фильтров и проч.
Ассортимент большой, и выбрать нужный инструмент непросто. В. Грызлов, начальник мастерской ООО ПТСЦ «Хускварна», считает, что
некачественного инструмента на современном рынке попросту нет. Производители некачественной продукции не выдерживают конкуренции и
уходят с рынка. Поэтому говорить о преимуществах или недостатках продукции каких-либо компаний не имеет смысла. При выборе бензопилы
надо помнить, что каждая марка предназначена для совершенно определенных целей, поэтому следует хорошо представлять себе, для чего
пила будет использоваться, а также оценить свои финансовые возможности.
Например, компании Husqvarna и Stihl предлагают на нашем рынке преимущественно дорогостоящий профессиональный инструмент. Он
надежен, долговечен, удобен в эксплуатации, имеет значительную мощность и прекрасный дизайн. Изготовитель гарантирует исправную работу
инструмента в течение двух лет при профессиональном использовании, т. е. при ежедневной работе в течение 6 ч и более. А
гарантированный ресурс работы двигателей этих пил до ремонта – 2500 ч. Однако и цена таких пил – от 15 до 24 тыс. руб., а некоторых моделей и выше.
После длительной эксплуатации профессиональные пилы выходят из строя, как правило, из-за естественного износа деталей двигателя.
В этом случае обычно проводят капитальный ремонт в специализированных мастерских с заменой изношенных деталей. Такой ремонт стоит
около половины цены новой пилы, но после ремонта пила прослужит почти столько же, сколько новая.
Изделия марок Partner и Oleo-Mac в основном бытовые или полупрофессиональные. Бытовые пилы, как правило, предназначены для работы
не более 1 ч в день и не более 20 ч в месяц. Ресурс бытовых пил Partner составляет около 300 ч. Зато и цена их в два-три раза ниже,
чем профессиональных.
Если бытовая пила выработала установленный ресурс и вышла из строя, ремонтировать ее не имеет смысла. Ремонт бытовой пилы с заменой
изношенных деталей двигателя может обойтись в 80...90% стоимости нового изделия, а иногда и больше. Вообще инструмент нижней ценовой
группы все производители считают «одноразовым»: сломался – его надо выбросить и купить новый.
Полупрофессиональные пилы ориентированы на работу средней интенсивности. По характеристикам они ближе к профессиональным, но имеют
меньший ресурс. Так, ресурс полупрофессиональных пил Oleo-Mac – около 800 ч. Цена их средняя между ценами на бытовой и профессиональный инструмент.
Приобретать бензопилы мы порекомендуем не на рынке, а в специализированных магазинах, где более квалифицированно помогут покупателю
с выбором товара, проконсультируют по различным вопросам, касающимся покупки, продемонстрируют исправность, объяснят правила эксплуатации
и хранения, ознакомят с техникой безопасности. В магазине имеются и все необходимые для работы расходные материалы, запчасти и
инструмент. И, наверное, самое главное – в специализированных магазинах почти всегда есть ремонтные мастерские, которые занимаются
обслуживанием, гарантийным и послегарантийным ремонтом проданного инструмента. Поэтому при возникновении неисправностей покупатель
всегда знает, куда следует обратиться за помощью.
Неисправности в работе бензопил в течение гарантийного срока бывают, но чаще всего виноваты в этом их владельцы. Так, нередки случаи,
когда вальщики леса, погнавшись за дешевизной инструмента, профессионально используют бытовые пилы. Естественно, такая пила через
месяц-другой выходит из строя. А неопытные пользователи довольно часто неправильно готовят топливо, т. е. смешивают бензин и масло не
в тех пропорциях, которые рекомендованы инструкцией. К сожалению, люди у нас не любят читать инструкций, и это иногда приводит к
печальным последствиям. Ведь как недостаток, так и избыток масла в бензине могут стать причиной поломки инструмента.
Двигатели бензопил зарубежных марок довольно чувствительны к качеству бензина и масла: некачественные эксплуатационные материалы нередко
являются причиной выхода их из строя. Поэтому рекомендуется использовать только те материалы, которые предписаны заводом-изготовителем
и указаны в инструкции по эксплуатации. Плохо лишь, что качество бензина на наших заправках далеко не всегда лучшее, что «на глаз»
оценить невозможно. Вот и приходится пользователям импортного бензоинструмента наводить справки у автомобилистов о том, где найти хороший
бензин. Другого способа в народе пока не придумано.
Опытный специалист в мастерской легко определит истинную причину поломки инструмента. Если пила в течение гарантийного срока эксплуатировалась
неправильно и вышла из строя по вине владельца, в мастерской это выяснится сразу. Конечно, владельцу откажут в гарантийном ремонте.
Однако заводские дефекты, хотя и встречаются нечасто, устраняются в мастерских специализированных магазинов бесплатно и немедленно.
Современная цепная бензомоторная пила – техника сложная, поэтому ее обслуживание и ремонт могут проводить только подготовленные
специалисты с применением специального оборудования и инструмента. Так, после обкатки двигателя пила нуждается в обслуживании и
регулировке, и это практически невозможно без применения специального оборудования. Кроме того, перед началом зимнего или летнего периода
необходимо проводить сезонную регулировку, чего сам пользователь также не сумеет сделать. Это еще один аргумент в пользу того, что
бензоинструмент надо покупать в специализированных магазинах.
Мнение продавцов бензопил и тех, кто их использует, во многом совпадает. А. Загайнов, заместитель директора по учебной работе Марийского
лесохозяйственного техникума, рассказал, что в настоящее время в лесных хозяйствах республики Марий Эл до 70% всех бензопил – продукция
компании Husqvarna, около 20% – Stihl и порядка 5% – Oleo-Mac. Инструмент Oleo-Mac используется, как правило, для обрезки сучьев.
Использование пил перечисленных производителей объясняется работой в республике официальных дилеров именно этих фирм, которые
распространяют свой товар на нашем рынке. Профессионалы чаще всего работают пилами моделей Husqvarna 257 и Husqvarna 262 с 18-дюймовыми
шинами. Есть в республике хозяйство, военный лесхоз, в котором пользуются только отечественными бензопилами. По мнению работников
этого хозяйства, заготавливать лес российским инструментом не очень удобно, но вполне можно. Каждая модель как отечественных, так и
зарубежных производителей имеет свои достоинства и недостатки. Обсуждать их можно долго.
Профессиональные вальщики знают, что для удобной и производительной работы важно правильно подобрать режущую гарнитуру для пил – цепи,
шины и звездочки, а также правильно заточить цепи. Бытует мнение, что наиболее качественные пильные цепи и шины выпускают компании
Stihl и Oregon, причем режущая гарнитура этих производителей подходит ко всем моделям пил, в том числе отечественным. От правильной
заточки и натяжения цепи в значительной степени зависит ее ресурс. Так, звенья плохо натянутых пильных цепей при интенсивной работе
нередко разрываются. Для смазки шины и пильной цепи у нас применяют, как правило, самое дешевое моторное масло. Однако выпускается
специальное масло для смазки цепей, которое рекомендуют использовать производители. Оно дорогое, но продллевает срок службы цепи и шины.
Долговечность и исправность бензопил во многом зависят от отношения пользователя к инструменту. Пила «Урал» требует только заправки да
заточки цепи и в большем внимании почти не нуждается. А импортному инструменту необходимы бережное обращение, регулярное обслуживание
и качественные эксплуатационные материалы. Многие этого до сих пор не понимают. Если выполнять все требования инструкции по эксплуатации
пилы, она прослужит долго и безотказно.
Значительная часть материала любезно предоставлена ООО ПТСЦ «Хускварна», Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Гончарова, 9.
Коммерческий директор СЕЛЬДЮКОВ Андрей Станиславович.
Бензопилы различных фирм производителей и
запчасти к ним вы можете подобрать и
купить у нас.