«Мираж» идет на Москву. Тюнинг мотоцикла Урал.
Виктор ЗАВЬЯЛОВ,
руководитель КБМТС*, г. Ирбит
Всегда завидовал я зарубежным кастомайзерам лютой завистью. Даже не тому, что они строят, а тому, что окружены вниманием
настолько, что и для россиян они ближе, чем свои. А между тем в уральском регионе в неизвестности прозябают, уж поверьте
мне, многие, достойные лучшей участи касто-майзеры... И вот затеял я постоять за русский
мотоцикл, за родную марку «Урал» на прошлогодней
специализированной выставке в столице.
Этот «Мираж» возник в моей голове давненько (у меня там много чего есть, но всему свое время). А подтолкнула поскорее
собрать мотоцикл дочь Надежда - выбрала тему для дипломного проекта «Декоративная роспись мотоцикла с применением аэрографии».
Скандальная, надо сказать, тема для кафедры «Народно-прикладное искусство» Екатеринбургского университета! Дочка загорелась
и меня давай «поджигать»: «Давай, папа, давай!..» До защиты диплома пять месяцев, до «Московского кастом&тюнинг-шоу» - столько
же. И в обоих случаях рассчитывали на высшую оценку. Словом, нами овладело то ли безумие, то ли максимализм в чисто русском духе!
Та еще задачка! Построить кастом - значит, выразить себя через художественный образ мотоцикла. Но чтобы не шокировать
неподготовленную университетскую публику непонятным для нее чудом-юдом, все же старались держаться в рамках общепринятых
канонов. Кроме того, «подтормаживали» полет фантазии технологические и финансовые возможности. И конечно же, в основе переделок
теория мотоцикла. Ведь аппарат должен еще и ездить, а иногда даже тормозить...
Негромко, в стиле «Техно».
Не верю я в компьютерную графику! На экране получается что-то художественно ущербное, а с точки зрения эргономики и вовсе
несостоятельное. Мы с дочерью вручную изрисовали гору бумаги. Когда образ сложился, перешли к макетам. Поначалу Надежда увлеклась
узором росписи, но быстро «вернулась на землю» - занялась эскизами и макетом мотоцикла в целом. Я попытался диктовать идеи в
концептуальном плане, но дочка, войдя во вкус, все чаще одергивала, когда родитель нарушал каноны художественности. Спорили
о форме рамы, размещении основных деталей и узлов, нет-нет, да и университетский руководитель дипломного проекта выражал
недовольство. Впрочем, он по большей части обращал внимание на роспись: требовал придерживаться национально-исторической темы.
И Надежда очутилась меж двух огней. Следуя наставлениям преподавателя, принялась стилизовать «полотно» в духе различных народных
традиций, попробовала даже мезенскую технику росписи. Но тут уж мне стало не по себе - от «птиц счастья» и прочих чудных, но
далеких от мира кастомайзинга вещей... Так мы преодолевали первый и, пожалуй, самый сложный этап работы.
А уже наступил февраль. И вместе с ним второй этап - перешли от бумаги к «железу». Думал, что пора авралов перед сессиями для меня
окончилась вместе со студенческими временами - и вот все повторилось, когда уж стукнуло 50. Надежда требовала выдать ей
подготовленные поверхности под аэрографию, а у меня бензобак не доделан и крылья «не желают» принять нужную форму. Что делать с
рулем - вовсе не понятно... Еще ведь на кастом-шоу от КБМТС (в стенах которого и шла работа), кроме «Миража», заявлен и трайк
«Ирбитский блюз» - он также требует времени. Для коллектива в 10 человек нагрузка колоссальная! А тут еще новости: защиту диплома
назначили на 26 апреля. И как поспеть, когда открытие кастом-шоу запланировали на 19-е. Расстояние между этими двумя событиями -
больше двух тысяч километров! Голова пухнет...
* КБМТС - Конструкторское бюро малых транспортных средств, ирбитская организация, занимающаяся глубоким тюнингом мотоциклов «Урал».