Размерность у послевоенного мотора такая же, как и у довоенного - 62x82 мм, 495 см3, и он развивает 27 л.с. при 5000 об/мин. Это
моноблочная конструкция, с шестеренной моторной передачей и 2-дисковым сухим сцеплением. Для своего времени она прямо-таки
революционна - не все британские компании перешли на нее даже 50 лет спустя.
Массивный наружный маховик обеспечивает внушительный момент на малых оборотах, система смазки - с сухим картером. Благодаря этим
конструктивным особенностям картер узкий и жесткий, коленвал вращается в нем на трех коренных подшипниках.
Анри к тому времени ушел к конкурентам - в компанию Ballot, и новую машину Peugeot разработал выходец из Румынии инженер Жан Антонеску.
Он сохранил компоновочную схему - два вертикальных параллельных цилиндра, однако в остальном переработал двигатель радикально. Чтобы
избавиться от перегрева головок, неизбежного для 4-клапанной схемы, конструктор выбрал один верхний распредвал и два клапана на цилиндр,
а шестеренный привод распредвала заменил передачей вертикальным валом и коническими шестернями. Построили всего четыре
мотоцикла в 500-кубовом и 750-кубовом вариантах, но до наших дней дошел только один.
Дебютировал гоночный Peugeot в 1922 году в Париже на скоростных соревнованиях, аппарат развил 138 км/ч. На следующий год уже целая
заводская команда выступала в европейских Гран-при, и мотоциклы разгонялись уже до 160 км/ч. Фантастическая скорость для той поры - так
быстро не мчались ни британские «синглы», ни даже 4-клапанные Moto Guzzi. He удивительно, что французские гонщики Жил-лар, Ришар и Пеан
выиграли все важнейшие гонки сезона во Франции, Швейцарии и Испании, с триумфом победили в Гран-при Италии на новооткрытой трассе «Монца» -
ее скоростные прямые позволили сполна проявить потенциал машины. Впрочем, и на сложных трассах она проявила себя не хуже, доказательством
чему два первых места на извилистом автодроме в Лионе. В общем, она подходила для любой гонки. В следующем, 1924-м, команда сосредоточилась
на рекордных заездах - 750-кубовая версия разогналась до 168 км/ч. Пеан и Жиллар выехали и на остров Мэн, где приняли участие в гонке
Tourist Trophy и финишировали среди первых 15-ти. Достойный результат, если учесть, что спортсмены впервые оказались на столь сложной
трассе и сражались против таких местных звезд, как Фредди Диксон и Алек Беннетт. Если бы Диксон выступал на Peugeot, он вообще не знал бы поражений!
Жан Нужер 40 лет назад нашел и великолепно восстановил уникальный мотоцикл.
Но - не суждено... В конце 1924 года компания решила уйти из большого спорта. После войны рынок был переполнен мотоциклами, произведенными
для вооруженных сил, и прибыли всех мотоциклетных компаний упали. Гонки сочли непозволительной роскошью, уникальные «твины» оказались на задворках.
Гоночный Peugeot - из тех редчайших, почти загадочных мотоциклов, которые обычно доходят до нас лишь в виде пожелтевших фотографий. Спасибо
Жану Нужеру за то, что он нашел последнюю из сохранившихся машин и восстановил ее. Сейчас она вместе со столь же экзотическими творениями
братьев Нужер экспонируется в музее в Марселе.
Рулевая колонка укреплена для вящей жесткости и соединена с вилкой типа Druid, оснащенной фрикционными амортизаторами.
А мотоциклетная марка Peugeot - что случилось с ней? Между двумя мировыми войнами она оставалась ведущей французской мотокомпанией, а в 50-е
переключилась на производство мопедов. Тогда же, в 1954 году, выпустила свой первый скутер - 125-кубовую модель S55. Сейчас скутеры составляют
львиную долю ее производства, и они порой не менее авангардны, чем былой гоночный аппарат в свое время. Сегодня 1500 работников выпускают
ежегодно около 200 000 двухколесных машин - так что Peugeot входит в десятку крупнейших мотоциклетных компаний за пределами Китая... И вместе
с тем, доля мотоотделения в прибыли концерна PSA Group - чуть больше одного процента...
На выгнутом книзу руле сплошь рычаги: справа - переднего тормоза и обогащения смеси, слева - сцепления, декомпрессора и опережения зажигания.