Искусство ради драйва. МОТО ARTE DESIGN - экспозиция мотоциклетной красоты.
Александр ВОРОНЦОВ,
фото автора
Новозеландец Ким Ньюкомб в начале 70-х годов переехал в Западный Берлин, где нашел работу в компании Konig, выпускавшей 2-тактные лодочные моторы. Ему пришла в голову идея: а почему бы не поставить этот двигатель... на мотоцикл? Тем более, что объем подходящий - 500 см3, да и мощность - свыше 100 л.с: очень приличный по тем временам показатель. Пришлось, конечно, повозиться с компоновкой оппо-зита, да еще и пристроить коробку передач (не нужную лодочному мотору в принципе). Но результат стоил усилий: в 1973 году Ньюкомб стал вице-чемпионом мира, обойдя самого Джакомо Агостини. Еще успешнее сложилась «карьера» двигателя в шасси мотоцикла с коляской: немцы Штайнхаузен и Хубер дважды, в 1975 и 1976 годах, когда ездили на них,становились чемпионами мира.
Переход от эпохи плавных линий и округлых форм к новой эре острых граней и прямых углов ознаменовала MV Agusta 350 Ipotesi, представленная в 1973 году на Миланском мотосалоне. Именно этот мотоцикл, дизайн которого создал знаменитый маэстро Джор-джетто Джуджаро, стал образцом стиля на следующие 15 лет. Компания MV Agusta даже выпускала эту машину (вооруженную скромным по нашим временам 350-кубо-вым 2-цилиндровым двигателем) серийно -с 1974 по 1977 годы.
Героическая попытка выжить за счет смены ориентации -Norton Classic. В 70-е годы компания Norton Viiliers-Triumph, объединившая остатки былого английского мотопрома, поставила все фишки на разработку роторного двигателя. В техническом плане идея удалась: в 1982 году британцы передали несколько машин для испытаний в полицию (государство частично финансировало разработку конструкции), а в 1987-1988 годах выпустили партию (110 штук) модели Classic с 2-роторным 600-кубовым двигателем воздушного охлаждения. Впоследствии даже развернули мелкосерийное производство более совершенных машин с моторами жидкостного охлаждения. Увы, покупатели не оценили всей прелести езды с визгом, но без вибраций.
Видным новатором среди создателей мотоциклов был новозеландец Джон Бриттен. Увы, небеса ревнивы и гениев призывают к себе рано (он умер в 1995 году в возрасте 46 лет). Но остались его творения. Одно из них - Britten V1000 -ультраэкстравагантный и передовой даже по нашим временам. Судите сами: V-образная «литровая» «двойка» развивает мощность 170 л.с. - при том, что весь мотоцикл весит 140 кг. Рычаги подвесок, подрамники, колеса и элементы облицовок изготовлены из композитных материалов. Бриттен сам разработал весь хард и софт для сложной электронной системы управления двигателем. На счету конкретно этого экземпляра (№ 3 из построенных десяти) победы в Дайтоне, новозеландском чемпионате SBK, второе место в чемпионате мира серии BEARS
Как и современные китайские компании, японские концерны 40 лет назад поначалу послали в атаку на экспортные рынки легкие мотоциклы. Перед нами Honda CB92 1959 года. Тогда мало кто в Европе и США знал, что в Японии выпускают мотоциклы (а уж в то, что эта страна вышла на первое место по их производству, вообще никто не верил). Теперь представьте - это шок: машина на голову выше тогдашних европейских «осьмушек» по техническим параметрам (с двух цилиндров 125-кубового 4-тактного двигателя японцы «сняли» 11,5 л.с), не капризничает и не ломается, да к тому же балует владельца такой роскошью, как электрозапуск.