Электросхема скутера состоит из двух независимых систем: первая - зажигания и вторая - питания остальных потребителей. Каждая из них работает от собственных обмоток генератора. Устройстве «питательной» системы простое. Переменный ток от генератора и выпрямляется, и стабилизируется в одном узле - выпрямителе.
Встречаются несколько видов неисправностей:
1. Нет зарядки аккумулятора (разряжается после каждой поездки), слабый свет фары.
2. Очень ярко горит фара, даже на холостом ходу мотора. Перегорают лампочки и предохранители.
3. Не горит ни одна из лампочек (следствие второй неисправности).
В первом случае выпрямитель «занижает» напряжение. Что делать? При неработающем двигателе подключите к аккумулятору вольтметр - он должен показать 12,5-12,7 В, это норма. При работающем двигателе напряжение должно возрасти до 12,7-13,5 В. Если напряжение снижается, особенно после того как включите свет, значит, электросистема питается от аккумулятора, и он будет постоянно разряжаться.
Происходящее во втором случае означает, что выпрямитель «завышает» напряжение или же «пробиты» диоды выпрямителя. При работающем двигателе вольтметр покажет на аккумуляторе 15-18 В переменного тока. Первыми сгорят маленькие лампочки (третий случай), чуть позже самые мощные. А вслед за ними выйдет из строя аккумулятор. Во всех трех случаях способ ремонта один: замените выпрямитель.
Выпрямитель (выделен овалом).
Предохранитель(указан стрелкой) расположен возле АКБ.
Проверка работоспособности системы зажигания
Чтобы убедиться, что движок барахлит именно из-за нее, проверьте, есть ли искра. Вставьте исправную свечу в наконечник, прижмите ее металлическую часть к ребрам охлаждения двигателя и проверните коленвал электро- или кикстартером. Между контактами должна проскочить яркая голубая искра. Если ничего не увидите, замените катушку новой или заведомо исправной.
Если искра проходит и она полноценная, выкрутите свечу, проверьте ее целостность и измерьте зазор между электродами. По-настоящему можно проверить свечу только на специальном приборе. Прибора нет? И не ищите. Замените ее заведомо исправной, заведите двигатель и определите, стало ли лучше. Зазор должен быть в пределах 0,6-0,8 мм. Знайте, у старых свечей в боковом электроде над центральным образуется выработка. Проверять зазор здесь можно только проволочными щупами. Но лучше такую свечу сразу заменить новой.
Проверьте надежность соединений: минусового провода к картеру двигателя, проводов к катушке зажигания и наконечника к высоковольтному проводу. Если захотите снять наконечник, придется потрудиться - он туго накручен на провод.
Закручивая свечу в головку двигателя, не усердствуйте - иначе потом ее сложно будет выкрутить (а особо крепкие парни, бывает, сворачивают резьбу в головке). Старые свечи со старым уплотнительным кольцом закрутите до упора, а потом доверните на 1/4 оборота. Новые докручивайте на 2/3 оборота - чтобы обжать новое кольцо.
Проверьте контакт: 1 - провод «массы» к катушке; 2 - провод, по которому поступает к катушке сигнал от коммутатора; 3 - провода «массы» к картеру двигателя.
Неисправности тормозов
Часто даже на новом скутере вдруг начинают скрипеть и блокироваться тормоза - рычаг не возвращается, колесо остается заторможенным. Это происходит из-за того, что в приводе накопилась грязь. Снимите выхлопную трубу и демонтируйте колесо. Промойте растворителем и просушите сжатым воздухом колодки и барабан. Смажьте консистентной смазкой поворотный кулак, а моторным маслом - вал кулака и трос тормоза.
Рано или поздно владелец скутера сталкивается со странным явлением: при регулировке тормозов гайка закручена, рычаг дошел до упора, а тормоза по-прежнему не схватывают. Когда же дело доходит до замены колодок, оказывается, что они еще очень далеки до полного износа. В этом случае открутите и переставьте рычаг на несколько шлицов на валу поворотного кулака - и тормоза вновь обретут былую силу.
При заедании тормозов смажьте консистентной смазкой кулачок (выделен овалом)...