Парадокс экономики советских времен: мотоциклы самой
популярной в мире кубатуры - 250 см3 на наших заводах не выпускались. Так и зиял пробел между 200 и 350 «кубиками».
Нельзя сказать, чтобы его не пытались заполнить, но кубатуру словно заколдовали...
Ну, положим, в серийное продолжение экспериментального 250-кубового «Иж-Сатурн» 1960 года даже его создатели не слишком-то
верили: все-таки стеклопластиковая рама типа «монокок» - слишком революционно не только полвека назад, но и для наших времен.
А вот туляки в середине 60-х взялись за проектирование 250-кубового мотора всерьез - этот двигатель создавался для мотороллера
«Тула-Турист». Даже закупили за границей автоматизированную линию для его производства (мне потом показывали череду ящиков
со ржавым железом вдоль внутризаводских железнодорожных путей: «Смотри, миллионы золотом гниют!»). Производство должны были
развернуть в 1967 году... И тут стряслась арабо-израильская война. «А какое отношение имеют ближневосточные баталии к
тульским мотороллерам?» - спросите вы. Прямое: основной профиль завода - то, что стреляет, и его «попросили» срочно восполнить
потерянные арабами в той войне запасы оружия.
Один из прототипов «Восход-250». 1970 год.
Давно приглядывались к кубатуре «250» и на Ковровском заводе имени Дегтярева. В принципе, перейти от движков «175», которые
на предприятии устанавливали в свои мотоциклы, к «250» не так уж и сложно. Работу над новым мотором начали еще в конце
60-х, через десять лет информация о грядущем «Восходе-250» даже просочилась в печать... И что стряслось у нас в конце
70-х? Правильно, «интернациональная помощь» Афганистану. Увы, основная специализация завода в Коврове та же, что и в Туле...
Мысль окончите сами.
Так что класс «250 см3» у нас заполнялся исключительно за счет импорта: одноцилиндровая Jawa-"старушка", Pannonia, позже
им на смену пришел секонд-хэнд из Японии. Теперь пришло время вкусить новенький «250» от Kawasaki. В добрый час!