Вернуть тормоза-2. Ремонт главного тормозного цилиндра.
Продолжает рассказ специалист
по ремонту мототехники компании
«Арт-мото» Иван ЧЕМИСОВ.
Как отремонтировать тормозной суппорт, мы уже рассказывали в предыдущем номере. Но в вялости тормозов может быть виноват
и главный тормозной цилиндр* - его еще часто называют «машинкой».
* На примере узла Honda CBR1000RR. Все приемы ремонта, описанные здесь, можно с успехом применить для того, чтобы
привести в порядок главные тормозные цилиндры большинства мотоциклов.
«Машинка» дает течь редко. А повод заняться ее ремонтом - слабое торможение. Случаются вовсе странные вещи. Глядишь - все
собрано правильно, манжеты вроде бы целы, но избавиться от воздуха в системе не удается. Когда же установишь заведомо
исправную «машинку» от другого мотоцикла, все работает как положено. Обычно в таких случаях помогает замена манжет:
старые то ли теряют упругость, то ли в них появляются невидимые глазу повреждения... Но факт остается фактом - с новыми
манжетами аппарат останавливается как вкопанный... Иногда подводит поршень: ведь рычаг все время прижимает его к одной и
той же стенке, и со временем на трущемся боку поршня появляется выработка, он перекашивается - и манжеты работают криво.
Потому-то в ремкомплект обычно включают и манжеты, и поршень.
Открутите с оси рычага контргайку, выкрутите ось и снимите пыльник. Если не удастся справиться с пыльником руками, подденьте
край, что в пазу цилиндра, тонкой палочкой. Здесь не нужно «выдувать» поршень из цилиндра: внутри находится пружина,
которая сама стремится его выдвинуть, но выпасть наружу поршню мешает стопорное кольцо... Слегка утопите поршень,
специальными щипцами сожмите и выньте кольцо, поддев тонкой отверткой. Одному все это проделать трудно - позовите помощника.
Выкрутите ось рычага.
На поршне установлены две манжеты. Они, как правило, не одинаковые. Запомните их расположение: где какая и в какую сторону
направлены рабочие кромки. Ошибетесь в любой мелочи при сборке -тормоз станет полудохлым, а то и вовсе «умрет». Рабочая
кромка манжеты должна быть острой на ощупь. Недопустимы даже малейшие повреждения - раковинки или царапины, не должны
висеть обрывки и заусенцы. Обычно манжеты направлены в одну сторону - внутрь цилиндра. Когда внутри возникнет давление,
края прижимаются к стенкам цилиндра и уплотняют стык.
Слегка утопите поршень и специальными щипцами выньте стопорное кольцо.
Осмотрите внутреннюю поверхность цилиндра. Здесь, в отличие от суппорта, важна именно эта поверхность. Если увидите
задиры или царапины, «машинку» нужно заменить. Не исключено, что она и продолжит как-то действовать, но нужного давления
уже не создаст - рычаг станет «ватным», а тормоза будут работать еле-еле. Подобные дефекты - последствия некачественной
сборки. Это «эффект грязных рук»: попавшие внутрь соринки царапают стенки... Осмотрите поверхность поршня - нет ли на
нем следов перекоса? Промывать этот узел можно только тормозной жидкостью или водой. Но не забудьте после «купели»
продуть его сжатым воздухом и просушить.
Манжеты удобно снимать с поршня тонкой отверткой, не имеющей острых кромок.
Для различных главных цилиндров существуют различные ремкомплекты. В одних случаях предлагают собранный поршень, в других
нужно переставлять манжеты. Их легче заменить с помощью тонкой отвертки, у которой нет острых кромок. Будьте осторожны:
повредить тонкую резинку проще простого! Разбирая этот узел первый раз, не поленитесь зарисовать расположение манжет.
Внутренности «машинки»: 1 - пружина; 2 - поршень; 3 - манжеты; 4 - стопорное кольцо; 5 - пыльник.
Собирайте узел в обратном порядке, обильно смачивая все детали тормозной жидкостью. Когда будете вставлять поршень,
помогите мембранам острой палочкой сесть на место.
В ремкомплекте поршень может продаваться как в собранном виде (в рамке), так и россыпью.
Благодарим за помощь в подготовке
материала компанию «Мирный атом».
Читать первую статью "Вернуть тормоза"