Мотовездеходы. Спортивно-развлекательные ATV 250-450 см3.
Александр ВОРОНЦОВ,
Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото из архива редакции
Покупка утилитарного мотовездехода оправдана, если хозяину приходится брать с собой в поездку солидный багаж. Вам понадобится что-то другое, если вы не «дальнобойщик», и ваша забава - гонять
НИ ДЛЯ СПОРТА, НИ ДЛЯ РАБОТЫ.
Герои нашего обзора могут показаться какими-то ущербными. Для соревнований они не годятся - слабоваты их моторы, слишком проста ходовая. В то же время нет у них и так любимых хозяйственными мужичками багажников и фаркопов - кому нужны такие... Но прикиньте, много ли тех, кто занимается спортом если не профессионально, то постоянно, и тех, кто ездит исключительно во имя удовольствия и укрепления здоровья? Разумеется, «физкультурников» много больше. Вот и наши квадро-персонажи - для таких.
Назначение определяет и техническую начинку. Двигатели у таких мотовездеходов достаточно «спокойные» - как правило, они унифицированы с теми, что устанавливают на утилитарные ATV. Трансмиссии - с облегчающими жизнь элементами автоматики: центробежными сцеплениями, иногда даже с вариаторами. Привод только на задние колеса - чтобы уменьшить массу машины за счет отказа от промежуточных узлов. Подвески - как у «спортов»: спереди - независимая на поперечных рычагах, задняя - зависимая маятниковая с неразрезной осью. Вот только возможности регулировок такой схемы весьма ограничены.
Впрочем, из этих правил возможны такие исключения, что только держись!
И С ЗАПАДА, И С ВОСТОКА.
В последнее время в этом секторе активизировалась деятельность компаний из материкового Китая и острова Тайвань, ведь цена для машин средней кубатуры - очень важный показатель, порой он важнее технического совершенства. Впрочем, именитые бренды тоже готовы предложить свои модели: пусть они подороже, зато с «изюминкой».
CAN-AM DS250 - свежий облик машины абсолютно согласуется с изысканностью ее технического устройства.
HONDA TRX250EX -фактически спортивная версия «утилитарника» Recon.
YAMAHA YFZ350 Banshee остается конкурентоспособным ATV и через 20 лет после дебюта.
YAMAHA YFM450FAS Wolverine. редкий пример полноприводного спортивно-развлекательного мотовездехода.
Например, мотовездеход Can-Am DS250 от именитой канадской компании BRP. Забудьте все, что мы сказали по поводу типичного в техническом оснащении ATV этой группы. Здесь все куда изысканнее: двигатель - жидкостного
охлаждения, вариатор - с передачей заднего хода, независимые подвески всех колес с регулировкой преднатяга пружин. И деталь, но значимая: тормозные магистрали гидропривода дисковых тормозов - армированные.
По-своему своеобразен и мотовездеход Honda TRX250EX. Он создан на основе утилитарной модели Recon и позаимствовал у нее оригинальную компоновку: коленвал одноцилиндрового двигателя (в приводом клапанов по схеме OHV) расположен по оси машины, так что здесь как вполне естественный воспринимается привод на задние колеса карданным валом. 5-ступенчатая коробка передач (плюс передача заднего хода) сблокирована со сцеплением системы SportClutch: оно с ручным выжимом, но с дополнительным «автоматом», который не дает заглохнуть мотору при остановке.
Но вот где раздолье необычным схемам и техническим решениям - так это в плодах конструкторских разработок концерна Yamaha! Все три мотовездехода, которые выпускает компания в этой категории техники, весьма нетривиальны, и прежде всего по рабочему объему моторов. У конкурентов 250-кубовые -у Yamaha 350 и даже 450 см3.
Самая же необычная машина -Yamaha YFZ350 Banshee. По прыти она нисколько не уступит «свежим» 450-ку-бовым кроссовым квадрам. И ничего удивительного в том нет: ее 2-цилиндровый 2-тактный двигатель развивает мощность свыше 50 л.с! Аппарат по-спортивному лишен всего «ненужного»: у него нет ни электростартера, ни передачи заднего хода. Фактически это полноценный спортивный снаряд. Однако он не молод, и дизайн выдает возраст: как-никак машина выпускается больше 20 лет! Другое дело, «отсталость» ходовой части легко «лечится» тюнингом.
Не укладывается в привычные каноны и Yamaha YFM450FAS Wolverine. Прежде всего, это полноприводный мотовездеход, он с карданными валами и трансмиссией Ultramatic (вариатор с возможностью торможения двигателем и передачей заднего хода). Да и его массы (234 кг) - многовато для спортивной машины. С другой стороны, и мощность двигателя побольше, чем у 250-кубовых конкурентов.
YAMAHA YFM350R Raptor - «младший брат» мощного 700-кубового «спорта».
AIE MagMax 275 можно «обуть» в дорожные шины и отжигать на асфальте.
Yamaha YFM350R Raptor ближе к привычной для такого ATV схеме: двигатель умеренной форсировки (27 л.с.) сблокирован с 6-ступенчатой коробкой передач (с передачей заднего хода), привод - цепью, на задние колеса. Независимая передняя подвеска сочетается с маятниковой задней, она с неразрезной осью. Машина оборудована электростартером и дисковыми тормозами на всех колесах.
Спортивно-развлекательный квадр из Тайваня AIE MagMax 275 второй сезон по-хорошему удивляет внешностью и «начинкой» - двигателем жидкостного охлаждения. Его кубатура, однако, не соответствует последней цифре в индексе модели и составляет 249 см3. Конструкцией предусмотрено, что на алюминиевые диски можно установить дорожные шины, на них аппарат способен разгоняться до 105 км/ч. Вариатор-ная трансмиссия (с задним ходом) дополнена цепным приводом колес. На квадре красное двухместное сиденье -так и хочется воскликнуть «ай!», то есть AIE. Но это не единственный повод для восторгов: в комплект ATV входят зеркала и указатели поворотов, а дополнительно можно установить «ветрови-ки» - и можно ездить по дорогам как равноправный участник движения. Конструкцией предполагается установка подогрева рукояток руля. Машина оборудована электростартером и дисковыми тормозами всех колес.