Паралич трансмиссии. Ремонт вариатора скутера
Виталий СЕРГЕЕВ
Вариатор скутера требует, чтобы его периодически осматривали и за ним ухаживали. В противном случае неизбежный износ
деталей пройдет критическую отметку, и в один прекрасный момент узел откажется служить. Владелец машинки будет стоять
растерянным перед сломанным аппаратом, рассуждая, как же он довел его до такого состояния, что НАСТУПИЛ ПАРАЛИЧ ТРАНСМИССИИ
Довольно типичная ситуация: скутер Yamaha Jog, пару сезонов возивший безотказно, захворал. На скорости около 30 км/ч вариатор
издал «дзынь!». Правда, «табуретка» продолжала двигаться. Странности, начавшиеся с аномального звука, проявили себя после
остановки: на холостых оборотах аппарат лихорадило, руль набирал амплитуду вибрации, блок двигатель-трансмиссия раскачивало
все больше. «Конец мотору?» - предположил владелец. Но если плавно добавлял газ, тряска постепенно исчезала, скутер трогался
с места и вез. Однако что-то подсказало хозяину: не рискуй, выключи движок.
А все из-за того, что лопнула пружина.
Спустя полтора часа Jog «приехал» в гараж с помощью человеческой тяги. Владелец снял крышку вариатора, заглянул внутрь:
явных признаков поломки не обнаружил. Проверил натяжение ремня - в норме. Наступил момент, когда скутеристы задумываются, как
открутить гайку ведущего шкива. Для этого нужно застопорить коленвал. В природе существуют различные съемники, которые
значительно облегчают процедуру, но не у каждого они есть. Очень не советую от безысходности вставлять отвертку или напильник
между лопастями крыльчатки охлаждения вариатора и отливами его корпуса - так можно остаться с лопастями в руках. Воспользуйтесь
гайковертом - он открутит гайку мгновенно, без риска повредить детали ведущего шкива. Но, опять-таки, компрессор с гайковертом -
вещи не часто хранящиеся в гаражах скутеристов. А вот что точно есть - обычный инструментальный набор с «головками», удлинителем
и переходником с отверстием. Собрав все в правильной последовательности, резкими, но не чересчур сильными ударами молотка по
удлинителю вы провернете гайку - и доступ к внутренностям шкива будет открыт (см. фото слева внизу). Разобрав узел, проверьте
износ грузиков (изношенные скорее напоминают форму куба, но не цилиндра) и выработку на рабочих поверхностях половинок шкивов.
В нашем случае замене подлежали только грузики - на те, что той же массы.
«Сорвать» гайку можно резкими ударами
молотка по удлинителю (на него указывает стрелка).
Двигаемся дальше: ревизии подлежит уже снятый ремень на степень износа - не образовались ли трещины, расслоения или механические
повреждения?.. А не уменьшилась ли его ширина? Ее измеряют штангенциркулем. Все оказалось в порядке. Значит, скорее всего,
неисправность таится в ведомом шкиве. Открутил гайку теми же головками, осмотрел узел сцепления. Вот она засада! Одна из пружинок
сцепления лопнула - видимо, ее металл устал и не выдержал нагрузок на разжимание. Если бы владелец с момента «дзынь!» не дотолкал
бы скутер до гаража, а продолжил бы ехать на нем, то как минимум колодки вошли бы в зацепление с «колоколом» с большим перекосом,
а это чревато ускоренным, если не сказать почти моментальным износом всех деталей узла, а как максимум - обрывом второй пружинки
и «параличом» вариатора. На Yamaha Jog Artistic сцепление двухколодочное, что усложнило поиск для него «упругих элементов»
(трехколодочное сцепление применяется на аппаратах более свежих годов выпуска, пружинки для них найти в продаже проще, однако на
Jog можно просто заменить устаревшее сцепление с двумя колодками на «свежее»). Владелец Jog, герой нашей истории, приобрел зеленые
пружинки Malossi (для стандартного «варика» и двигателя они слишком жесткие, но, поскольку не нашел в магазинах нужные, купил эти -
как временный вариант). Установил их, проверил накладки колодок сцепления (их толщина не должна быть менее 2 мм), половинок шкивов
и роликового подшипника. Подшипник смазал (но «ходить» ему осталось недолго - уже гремел).
Зеленая пружинка Malossi слишком жесткая для
стандартного сцепления - лучше бы установить «родную».
Собирал узел в обратной последовательности, запустил двигатель: прежний расколбас скутера прекратился. Из-за того, что пружинки не
«родные», более жесткие, старт стал резче, чем раньше. Новые грузики также проявили себя: «максималка» набрала утраченные когда-то
40 км/ч. Для скутериста это как подарок.
Вы можете подобрать и купить скутеры у нас.
А также купить для них запчасти.