Письмо в редакцию: «В последнее время в журнале появилось много всякого китайского хлама. Вам не кажется, что этим
вы портите свою репутацию?» Николай Филатов, route66...@yandex.ru. 1/1 другое письмо: «Напомню, что средняя
зарплата по РФ - около 10 000 руб... Надо больше писать о недорогих моделях, в том числе китайских..» Евгений,
...96@inbox.ru. Подобных противоречивых мнений получаем много. И поди пойми, «Мото» - журнал прокитайский или
совсем наоборот... Но не это важно в письмах, а то, что качество техники китайского происхождения остается объектом
отслеживания пользователей. Мнения о ней противоречивы, поскольку информации для нескоропалительных выводов мало. Получается,
как в анекдоте: «Вчера мне Васька промурлыкал по телефону что-то из АВВА, так я понял, что эти шведы петь не
умеют»... Чтобы «услышать вживую», наш корреспондент совершил поездку на китайский завод.
И ЭТО - ОТСТАЛОСТЬ? Раз уж упомянули анекдот... Россказней-подначек по поводу «китайской специфики» сколько
угодно. Но скажу так: анекдоты, рассказывающие, как китайцы покоряют космос (с помощью рогатки, резинку которой оттягивают
10 миллионов людей) или вырабатывают электроэнергию (те же миллионы в шелковых штанах съезжают по эбонитовой горке), - не
более чем смешные побасенки. О чем говорить, если наше знакомство со страной началось с поездки из аэропорта Шанхая до
самого города в поезде на магнитной подушке, развившем скорость ... 431 км/ч!
Участок «горячей» регулировки: ни намека на беспорядок.
Ходят байки о том, что большинство предприятий в стране - приспособленные под производство курятники. Черта с два: все
заводы, которые мы видели за время недельного пребывания в стране, - новые. Что на них делают, гадать не приходится: огромные
надписи на стенах и крышах корпусов - хорошо известные японские и европейские бренды. Посетив супермаркеты европейского
вида, убедился, что 2/3 продающихся в России товаров крупных европейских, американских, канадских компаний изготовлены здесь,
в Китае. То же и с автомобилями: японские компании, например, Mazda, собирают здесь свои недорогие модели. По городу ездят
Volvo, BMW 3-й серии, несколько моделей GM - все местного производства. Но самое удивительное - большие грузовики и автобусы
совершенно не дымят, что, сами понимаете, свидетельствует об их приличном техническом состоянии... Так что стереотипы об
отсталости и низком качестве китайских изделий теперь уместны разве что в анекдотах.
ЛЮБИМОЕ ДЕТИЩЕ КАПИТАЛИСТА. Мы приехали накануне первомайских праздников. Их здесь отмечают целую неделю, и, чтобы не
«зависнуть», посещение завода решили не откладывать. Экскурсоводом выступил сам господин Хуань Шао-линь, владелец
корпорации Shining, в которую входят и скутерные заводы Honling. Основное производство - кондиционеры самых разных размеров,
автомобильные двигатели, а также автомойки. Но производство скутеров - любимое детище господина Хуаня. И водит он скутер
классно - не постеснялся это продемонстрировать: может вести аппарат, оторвав руки от руля... Поставлено производство широко -
29 моделей скутеров (в том числе один «крышный») и 9 моделей мотоциклов.
ОТКУДА ДЕШЕВИЗНА. Одна из разгадок дешевизны китайской техники (по крайней мере, собранной в Шанхае, юго-восточной провинции
страны) состоит в том, что на производстве нет системы отопления. Нам объясняли: здешний климат к тому располагает. В просторных
цехах не видно и кондиционеров. То есть вентиляция естественная. Конструкция корпусов, по нашим понятиям, «картонная»,
а если и строят основательные стены, то они толщиной в один кирпич. То есть речь о том, что здесь минимизированы расходы
по основным фондам. А меньше затраты - ниже цена продукции.
Конечно, возник вопрос о «непомерной эксплуатации трудящихся», о которой в России наслышаны. Вот что рассказали хозяева.
Средняя зарплата на заводе - $150. Производятся отчисления государству на медицинскую страховку и пенсию. Такие условия в Китае
считают вовсе не рабскими, а чуть ли не манной небесной. Сравните, в сельских районах, где в домах нет даже электричества,
крестьяне довольствуются такой же зарплатой, но за год. Недостатка в рабочей силе нет, а дополнительный стимул устроиться сюда в
том, что работающим на заводе предоставляют жилплощадь.
Стендовые испытания на токсичность.
ДВЕ МИНУТЫ - СКУТЕР. Один из заводов Honling представляет собой несколько огромных светлых корпусов, расположенных на
обширной озелененной территории. Цех сборки поражает размерами и чистотой. Мне, побывавшему на всех заводах росмотопрома, есть с чем
сравнивать и чему поразиться. Комплектующие, рассортированные по коробкам, поступают с другого предприятия компании. Сборка
значительно автоматизирована, с конвейера новый скутер сходит примерно каждые две минуты.
Все рабочие одеты в светлые халаты. Сложилось впечатление, что либо ты в госпитале, либо на часовом заводе. Униформа всегда остается
белой и чистой - спасают фартуки и нарукавники. На полу ни намека на наши мотозаводские крайности, где либо скользишь по маслу,
как на катке, либо прилипаешь, как муха, к липучке... Впрочем, чему удивляться: чистоплотность - в крови у китайцев.
МОЖЕТ НЕ РАССТРЕЛЯЮТ... Гордость завода - система контроля качества. Тестируется все: двигатели, электрика, пластик... Здесь
есть даже аэродинамическая труба. Такой подход и позволил корпорации Honling выйти на ведущие мировые рынки. После сборки скутеры,
как нам объяснили, проходят 100-процентный «горячий» контроль. Этот участок выглядел совсем непафосно: четверо рабочих
толкачом откатывали от конвейера собранные скутеры в свой угол. Здесь инструменты, шланг для подкачки шин, провода с клеммами для
запуска мотора, 1,5-литровые бутылки (похоже, от «Пепси») с бензином. После запуска мотора и регулировки холостого хода
(если она требовалась) контролеры запрыгивали на скутеры и выезжали на линию ходовых испытаний: колеса устанавливают на барабаны и
проверяют основные параметры уже «на ходу».