Живу я на севере Красноярского края, посреди тундры. А на чем по ней ездить, если не на аппарате с
широченными колесами? Например, на "Фермере"? Вот этот трехколесник я и заказал.
«Фермер ЗДК 5.904», «Тарпан ЗиД-200 4ШП»
Неприятности начались уже при регистрации в ГИБДД. Номера двигателя и рамы соответствовали записям в
документах, но на табличке, что крепится на оси рулевой колонки, цифры другие. Догадался: на Ковровском
заводе им. Дегтярева перепутали... Месяц ждал с ЗиДа ответ на запрос. Наконец, формальности улажены - вперед.
Мотоцикл шумел при езде так, что народ шарахался - это «пели» «дубовые» покрышки.
После обкатки мотор показал, на что способен - разогнался до 75 км/ч. Стрелка спидометра завернулась почти на
360 градусов! Стало страшно. Не за стрелку - за себя. Ни подвеска «Фермера», ни его покрышки не
рассчитаны на езду по асфальту. На дороге он не «стоит». 200-кубовый двигатель вроде бы хорош,
но сцепление слабое - диски износились очень быстро. КП слишком нежная, она нуждается в дополнительной
послезаводской точной настройке. Несколько раз разбирал мотор - чтобы подрегулировать включение 4-й передачи.
Передаточные числа «коробки» подобраны, в целом, удачно, а вот у редуктора - не очень. На подъемах,
даже на первой передаче, мотор тянет на пределе своих возможностей.
Однажды после удачной рыбалки довольный собой собрался домой. Трогаюсь с места... Чувствую, что-то не то.
Глянь, а двигатель почти лег на землю: сломалась нижняя труба рамы в районе цилиндра двигателя... А вокруг
тундра... Куковал бы я в ней еще долго, кабы не чудо - неподалеку работала ремонтная бригада по обслуживанию
ЛЭП, в ней был квалифицированный сварщик со сварочным аппаратом...
«Фермер»: выпуск приостановлен
Техническая характеристика «Фермера ЗДК 5.904» Общие данные: максимальная скорость - 50 км/ч ■
расход топлива при скорости 45 км/ч - 4,5 л на 100 км ■ полная масса буксируемого прицепа - 270 кг.
Двигатель: - ЗИД-200, одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, с принудительным охлаждением ■ рабочий
объём - 200 см3 ■ диаметр/ход - 65x58 мм ■ мощность - 13 л.с. Трансмиссия: главная передача -
одноступенчатый редуктор с дифференциалом и реверсом. Тормоза: барабанные, с механическим приводом на переднее
и задние колеса. Шины: модель Я-417, арочные, бескамерные, 580x270. Электрооборудование: система зажигания -
электронная, бесконтактная ■ генератор переменного тока напряжением 14 В ■ мощность 90 Вт.
А сколько досаждали задние колеса и амортизаторы! Какой умник удумал посадить их на шлицевую поверхность длиной
всего 2 сантиметра?! В движении колеса, сколько их не затягивай, постоянно болтаются и разбивают соединение.
Уплотнения задних амортизаторов быстро изнашиваются, текут. И пружины слабоваты.
Так и ездил-мучился несколько лет, пока не приобрел (угораздило же меня!) другую машину Ковровского ЗиДа -
«Тарпан». Аппарат легкий, напоминает знакомого мне «Фермера». Разница между ними в том,
что спереди не одно, а два колеса... Не увидел я разницы и в качестве.
В первой же поездке разорвалась цепь - слишком она слабая для такого аппарата. Бугель в форме полукольца плохо
приварен к задней трубе крепления двигателя. Трещина по шву появилась после той же первой поездки. (Уже после
я просверлил обе трубы и стянул их болтом с широкими шайбами. А потом все это еще и хорошенько заварил.) Сиденье
- от обычного ковровского мотоцикла. Какой гений его сюда приторочил?! Оно ведь слишком узкое - на нем быстро
устаешь. Фары - от «Пилота», светят едва-едва, к тому же расположены слишком низко. Может, для мопеда
они и хороши, но квадрику нужен свет посильнее, хотя бы такой, как на «Фермере».
Двигатель тянет, не стану грешить, что надо, его крутящий момент просто хорош, вентилятор охлаждения двигателя
рассчитан удачно - летом даже на затяжных подъемах мотор не перегревается... Другое дело, надо сразу после
покупки разобрать узел и проверить, есть ли смазка в подшипниках. В моем квадре ее почти не было. Доверился бы
изготовителю, не влез бы вовремя во внутренности - нечего было бы хвалить: ни движок, ни момент, ни вентилятор.
Чтобы не потерять двигатель, советую сразу закрепить - чтобы не открутились самопроизвольно - гайки его
крепления контргайками. Крылья передних колес поднимите хотя бы на 3 сантиметра - а то ведь колеса их задевают.
Почаще проверяйте затяжку подшипников рулевого механизма. У моего «Тарпана» их гайки постоянно
откручиваются. В конце концов, я просверлил в верхних гайках отверстия и законтрил шплинтами... И не вздумайте
ездить на этом чудище без инструмента и запчастей. Для них я специально соорудил пластиковый ящик. Летом 2005
года далеко в тундре развалились диски сцепления. Да, был с собою инструмент, но с ним одним тут ничего не
сделаешь. Выручила сотовая связь - позвонил сыну, он приехал за мной на УАЗе-«буханке».
Хорошо, что «Тарпан» вмещается в его кузове...
В «Тарпане»: глушитель пришлось перенести под сиденье - чтобы не цеплялся за грунт,..
Техническая характеристика «Тарпана ЗиД-200 4ШП» Общие данные: снаряженная масса - 270 кг ■
длина - 2000 мм ■ база - 1250 мм ■ общая высота -1250 мм ■ ширина -1250 мм ■ колея (не
более): передних колес - 820 мм ■ задних колес - 870 мм ■ дорожный просвет (не менее) -150 мм ■
максимальная нагрузка - 200 кг. Двигатель - ЗИД-200, одноцилиндровый, двухтактный (с 2007 г. устанавливается
4-тактный) ■ рабочий объём - 200 см3 ■ диаметр/ход - 65x58 мм ■ мощность - 13 л.с.
Трансмиссия: одноступенчатый редуктор с дифференциалом и реверсом. Ходовая Часть: передняя подвеска -
независимая, однорычажная ■ задняя подвеска - зависимая, маятниковая. Тормоза: барабанные, с механическим
приводом на передние и задние колеса. Шины: передние - 25x8-12" ■ задние -25x10-12".
Электрооборудование: система зажигания - электронная, бесконтактная ■ генератор переменного тока
напряжением 14 В ■ мощность 90 Вт.
А еще пришлось заменить быстро износившиеся накладки задних тормозов. Установил амортизаторы от «Ижа» -
они хоть и чуть-чуть, но понадежнее штатных. И пружины сзади слабоваты - так и просятся такие же, какие установлены
на передних колесах. Очень низко расположен глушитель - даже ниже подножки пассажира. И это на внедорожнике!
Сварил длинную выхлопную трубу из двух штатных - так, чтобы спрятать глушитель в нишу под сиденье, как на импортных квадриках.