Вместо «москвичовского» главного тормозного цилиндра в гидравлическом приводе задних тормозов (как
у предыдущих наших трайков) воспользовались узлом от ЗАЗ-965. За счет меньшего диаметра его поршня ход педали
увеличился, усилие нажима можно прилагать послабее, дозировать торможение стало легче.
Бензобак под водительским сиденьем, в средней части рамы, благодаря чему стал ниже центр массы. Правда, разгрузилась
передняя часть. Фальшбак стальной. Под ним педальный узел, главный тормозной цилиндр, блок реле, бачок тормозного
цилиндра. Горловина бачка под «заливной» крышкой фальшбака.
Если откинуть водительское сиденье вперед, открывается доступ к багажнику. Его объема хватит, чтобы вместить небольшой
рюкзак, куртку, литровую канистру с маслом и комплект инструмента. Для ног водителя соорудили площадку из нержавеющих
труб - мы ее называем «палубой». От неё гораздо больше толку, чем от подножек мотоциклетного типа. И не
только потому что на ней, не мешая ногам, помещается дорожная сумка приличных размеров. «Палуба» в случае
аварии спасает ноги водителя от «сложившейся» передней вилки.
Силовой агрегат - старый знакомый МеМЗ-968. Установив на него карбюратор ВАЗ-2108, мы изрядно «взбодрили»
движок, заодно и поубавили его «аппетит».
Конструкция прошла экспертизу во ВНИИмотопроме. Трайк получил номерной знак и собственное имя - «Red and Blade»
(«Красное и черное»).
«ЧЕРНЫЙ» ОПЫТ. Постройка трайка - дело не самое быстрое и не самое дешевое. Необходимы: хорошо оснащенная
мастерская, соответствующие знания и опыт, 6-8 месяцев свободного времени и около $2,5 тыс. на комплектующие (новые, дабы
не тратить время и силы на попутный ремонт и возвращение им товарного вида). Разумеется, стоимость работ в эту сумму не включена.
«Сверхмалобюджетные» проекты трайков, вроде «половинка «Запорожца» + передок от мотоцикла»,
реализуются легко и быстро, за пару месяцев. Но говорить о них не хочется не из снобизма, а из соображений прагматичных: не
рулятся, не «стоят», не «держат». Да и, как правило, не смотрятся.
Управляемость напрямую связана с геометрией передней вилки. Наш первый вариант имел плечо устойчивости равное «О»,
то есть воображаемая ось, проведенная через рулевую колонку к поверхности земли, совпадала с точкой контакта колеса с дорогой.
Аппарат легко рулился на скоростях до 90 км/ч. Если гнать быстрее, начинал «рыскать» - сказывалась избыточная
поворачиваемость. На втором трайке мы решили «не мелочиться» и задали положительное плечо - аж 250 мм, что
обозначает - изрядно завалили вилку. Результат - великолепная курсовая устойчивость на больших скоростях, но для маневрирования
на малых нужны накачанные мускулы. «Положительные» 180 мм третьего считаем удачным компромиссом: маневренность
на малой скорости и курсовая устойчивость на большой - отличные. Но если хотите, чтобы усилие на руле было поменьше,
можно чуть-чуть укоротить плечо.
О комфорте: он хуже, чем ожидали. Короткие задние крылья нашего третьего трайка хорошо смотрятся во в дождливую погоду грязь
с задних «катков» летит выше головы и дальше, чем эта голова видит. Достопочтенный 968-й мотор упорно не желает
держать масло в себе. Замена сальников, прокладок и прочих уплотнений дает лишь кратковременный успех: качество их крайне низкое.
«КРАСНАЯ» УПРАВЛЯЕМОСТЬ. Два слова об особенностях управления трайком. Трехколесный аппарат - штука проворная,
45 л.с. МеМЗа (с вазовским карбюратором) вполне достаточно для динамичной езды. Но «запорожский» силовой агрегат,
будучи расположенным за пределами базы, разгружает переднее колесо, и всякий резкий старт чреват «козлением». Не
стоит «откручивать газ», проходя повороты на первой-второй передачах - передок «срывает» моментально.
Да и торможение одним передним тормозом дает эффект, близкий к нулевому. А вот если сначала нажать педаль заднего тормоза
(загрузить переднее колесо) и мгновение спустя «подхватить» торможение передним, трайк остановится как вкопанный.
И еще, не забывайте, что сида за рулем этого как бы мотоцикла, вы как бы тащите автомобильный «задок». В городских
пробках это бывает очень утомительно.
На загородном шоссе трайк в своей стихии! Ваша спутница в полном восторге - на ее сиденье места предостаточно. И для багажа
тоже хватает. Как-то мой напарник привез издалека на своем трехколесном аппарате зазовскую коробку передач. В дальней дороге
ноги не затекают — «палуба» позволяет менять их положение.
Управлять трайком легко. Притомившись, можете смело доверить руль вашей спутнице - она справится. Мощности автомобильного генератора
достаточно, чтобы вовсю горели мощные «галогенки». А они светят так, что у «четырехколесных» хамов не
возникнет и тени сомнения, что за ним никого... Кстати, некоторые предлагают «поиграть» в стрит-рейсинг. Что ж,
«порвать» «шестерку» или «девятку» на короткой дистанции вполне реально. Главная потеха
наступает тогда, когда «шумахеры» узнают, что проиграли гонку «Запорожцу». Бедняги, они не ведают о
великой роли соотношения мощности к массе.
И, конечно же, трайки очень нравятся девушкам. Вид трехколесника порой приводит их в первобытный восторг, как сочинения мсье
Стендаля. Ибо трайк - пафосный и эпатажный по сути!
Общие данные: сухая масса - 400 кг ■ длина - 3360 мм ■ база - 2195 мм ■ высота по рулю - 1200 мм ■ дорожный
просвет - 170 мм ■ объем бензобака - 20 л ■ максимальная сорость - 130 км/ч ■ расход топлива на загородной дороге
при скорости 85-95 км/ч - 5,8-6,0 л. Двигатель - МеМЗ-968 ■ рабочий объем - 1197 см3 ■ диаметр/ход 176x66 мм ■
мощность - 45 л.с. ■ карбюратор - ДААЗ-2108 ■ подача топлива - штатный бензонасос ■ воздушный фильтр - ВАЗ.
Трансмиссия: КПП и механизм сцепления - ЗАЗ ■ привод сцепления тросом. Ходовая часть: рама - пространственная ферма из труб
прямоугольного сечения ■ передняя подвеска на основе передней вилки К-750 ■ траверсы самодельные ■ задняя подвеска -
из деталей передней подвески ВАЗ-2108. Тормоза: передний - «Иж» ■ задний - гидравлический, главный тормозной цилиндр
ЗАЗ-965, суппорты, диски ВАЗ-2108. Шины: передняя - 100/85-18" а задние - 205/55-15". Электрооборудование: генератор -
350 Вт ■ фара - самодельная ■ прочая светотехника от разных мотоциклов и автомобилей.
Желтый, красный, красный—А где зеленый?
Передняя подвеска - из вилки K-750
Рычаг управления КП и клавиши переключения света ближний-дальний.
На панели приборов (она из нержавейки) -спидометр и указатель уровня топлива.
Бензобак «живет» под водительским сиденьем.