Электроскутер HULONG TDM-01. Год выпуска 2006, Двигатель электромотор, Мощность 600 Вт (0,8 л.с.), Масса 90 кг, Максимальная скорость 40 км/ч, Цена 26 500 руб.
Cкутер QUINGQI QM50QT-B2. Год выпуска 2006, Двигатель 2Т, 49,2 см3, Мощность 3,0 л.с., Масса 54 кг, Максимальная скорость 45 км/ч, Цена 20 500 руб.
Скутеры Quingqi («Чинчи») QM50QT-B2 читателю «Мото» и многим покупателям уже известны:
калининградская компания «Балтмоторс» выпускает их под названием Mint.
Популярность эти аппараты обрели не вследствие выдающихся ходовых качеств или дизайна (то и другое весьма посредственно), а
из-за того, что они самые дешевые из тех, что продаются на российском рынке. Оттого невзрачные машинки с цепным
приводом вместо вариатора уже два года разлетаются как горячие пирожки в базарный день. Мы взяли эту машинку в
сравнительный тест потому, что мощность ее двигателя (3,0 л.с.) ближе всего к мощности электромотора другого нашего
фигуранта (600 Вт, или 0,8 л.с.). Менее мощные не сыскать.
Производитель электроскутера TDM-01 - китайская компания Hulong («Xyлонг»), одна из наиболее крупных в Китае,
к тому же известная и в Европе. В ее ассортиментном ряду до полусотни моделей электровелосипедов и скутеров, их фирма
производит в год более 100 000 единиц. Следует заметить, что эти скутеры, согласно решению правительства Китая, будут
на вооружении обслуживающего персонала Олимпийских игр в Пекине - об этом свидетельствует надпись на облицовке: «2008».
Бензиновый скутер особого интереса не представляет, тем более что про него (в исполнении «Балтмоторс»)
мы уже писали в «Мото» (№ 9-2005). А вот электромашинку осмотрим с «пристрастием».
Единственное, что выдает в ней «электричку», - декоративные кожухи маятника в том месте, где у
«нормального» скутера «нога», то есть блок «мотор-трансмиссия». Здесь же двуплечий
стальной маятник, подвешенный на двух амортизаторах. Мотор - в ступице колеса. Конструкция так и называется:
«мотор-колесо».
По приемистости бензиновый скутер впереди, зато по
плавности хода «электричка» - как лимузин.
Под седлом - обширная багажная емкость. Здесь все напоминает о бензиновом моторе: пустые глазницы отверстий под горловины
бензо- и маслобака, закрытое кожухом окно для замены свечи зажигания. Сейчас под этим кожухом четыре 12-вольтовых
аккумулятора (напряжение питания мотора - 48 В). Аккумуляторы свинцово-кислотные, необслуживаемые, их общий вес 24 кг.
Многовато, даже тяжелее, чем бензиновая «нога». Но это, как объяснили продавцы мотосалона, самый дешевый
вариант - существуют батареи получше, но и за другие деньги. В Европу скутеры поставляют с литиево-ионными батареями,
они обеспечивают пробег на одной зарядке в четыре раза больший, а заряжаются в 2-3 раза быстрее. Стоит такое
удовольствие - под 500 евро.
Инородным телом под седлом смотрится выключатель питания (электрики называют такую деталь «пакетником») -
своеобразное противоугонное устройство в дополнение к замку зажигания и блокиратору руля. Еще один атрибут
«электрички» - стрелочный индикатор разряженности батареи, он расположен на панели приборов рядом со
спидометром. Забегая вперед, скажу, что это жизненно важный прибор.
К моменту старта у электроскутера были полностью заряжены аккумуляторы, у бензинового - горючее залито под самую
горловину. По окончании теста мы намеревались долить бензин до того же уровня, используя точный мерный стакан, -
чтобы определить расход топлива.
Максимально достигнутую скорость и пройденный путь измеряли при помощи GPS-навигатора - чтобы избежать возможной
погрешности штатных приборов скутеров... Для чистоты эксперимента и впечатлений ездить договорились только вместе.
Quingqi запустился легко, правда, пришлось воспользоваться ручным обогатителем, а через несколько минут не забыть
его выключить. С Hulong TDM-01 все проще: повернули ключ в замке зажигания - и аппарат готов к выезду. В первый
раз, признаться, я сплоховал: включая «зажигание», нажал пальцем на клавишу на правой ручке - ту,
которая обычно отвечает за электростартер. И раздался громкий сигнал! От неожиданности даже подпрыгнул.
Индикатор разряженности аккумулятора - важнейшая шкала на «приборке» электроскутера.
Это не кнопка стартера - еще один сигнал.
Поскольку никакой шум не раздавался, то единственным свидетельством о готовности аппарата к езде служила красная
лампочка на приборной панели. Увидел ее горящей - можешь трогаться.
«По ходу пьесы» мы с помощником все время «менялись рулями». Но ощущения опишу главным
образом от «электрички». Разгонная динамика и «максималка» на ней слабее, чем на самом
спокойном бензиновом. Все-таки чудес не бывает: 600 «электрических» ватт не сравнишь с как минимум
тремя бензиновыми «лошадками». Впрочем, производители честно указали: 40 км/ч - и никак не резвее.
Потому что чтут строгие правила в Европе, куда в основном и идут «электрокитайцы». Кстати, в Европе
и бензиновые скутеры обычно «задушены» так, что тоже не разгоняются выше «сороковника».
А вот подвесочки никто не запрещал делать получше. То есть они работают, жестких ударов при наезде на
«российские реальности» нет, но есть и другое: аппарат после них прыгает, как мячик. И что-то гремит
под седлом. Здесь далеко не лучшие в своем классе подвески, однако «стоит» аппарат при резком
маневрировании на удивление уверенно.
Непривычно: когда сбрасываешь газ, скутер сразу идет накатом. И если при движении с мотором какой-то шум, хоть и
небольшой, но слышен, то при накате наступает абсолютная тишина: услышишь, как чихают мухи.
Удовольствие чередовалось с легким раздражением. Если на пологие подъемы скутер въезжал, то на более крутые мощности
мотор-колеса не хватало. Производитель заявил, что максимальная преодолимая крутизна - 18%. Но забыл оговорить: ее
можно одолеть лишь на свежезаряженных аккумуляторах.
На загородной трассе езда на электроскутере не в удовольствие: мимо в опасной близости носятся автомобили, а на
больших перегонах стрелка индикатора разряженности слишком быстро клонется к красной зоне... Гораздо приятнее поездить
на природе. На грунтовой дорожке все равно быстро не разгонишься, зато наслаждаешься тишиной и отсутствием выхлопа.
Можно колесить по парку перед носом у самых «обанятельных» пенсионеров и не услышать от них ни слова упрека.
Вернулись в город. Здесь, среди плотного потока машин, плетущихся с черепашьей скоростью, передвигаться на
электроскутере очень удобно. Рискованно вступать в гонки с большим электротранспортом - троллейбусами: у тех прием
получше. Нужно все время помнить свое место - поближе к правому краю, и тогда все будет О'к...