Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мото-Клуб Мото-Клуб
НОВОСТИ    О НАС    СКИДКИ    РЕМОНТ    ПРОКАТ    СТАТЬИ    ВАКАНСИИ    КОНТАКТЫ    НАПИСАТЬ НАМ    КЛУБ
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Как заказать Мотоциклы, скутеры, велосипеды Магазин Мотоциклы, скутеры, велосипеды МагазинКаталоги Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Ремонт техники
Ремонт техники
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
ABM Raptor 250
Raptor
Racer 250cs
Racer
ABM ATV Apache 150
Apache
ABM Volcan 150
Volcan
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Отзывы наших клиентов
Наши дипломы
Ссылки
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Топливные системы мотоциклов и скутеров Мотоцикл ИЖ-Планета. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Учебник водителя мотоцикла. Скутер Honda Lead. Инструкция по устройству, техническому обслуживанию и ремонту. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Suzuki Sepia. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Yamaha Jog. Инструкция по эксплуатации мопедов Brize, Delta, Bingo. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов Урал, Днепр. В путешествие на мотоциклах Урал вокруг света. Инструкция по ремонту мопедов с 4-тактными двигателями. Китайцы. Мопеды и мокики китайского производства. Delta, Musstang, Leader, Dingo, Sagitta, HongDou, Jianshe, Loncin, Simple, Zip Star, Alpa, Фермер, Dino Eriskay. Инструкция по эксплуатации мотоблоков Нева, Ока, Каскад. Инструкция по обслуживани и ремонту скутера Delta. Ремонт четырехтактного двигателя скутера. Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды

История мотопрома - 60 лет. Когда умолкли пушки.

Александр ВОРОНЦОВ,
фото из архива редакции


История мотопрома - 60 лет. Когда умолкли пушки.

В 50-е годы ассортимент советской мототехники пополнили мотороллеры. Т-200 продолжил прежние традиции - был скопирован с немецкого прототипа (Goggo 200), и его производством занялся оборонный завод.

       Если до войны мотоцикл был «журавлем в небе», то после войны он стал мечтой реальной. И доходы позволяли, и дефицит постепенно снижался (правда, не сразу: еще в 60-е годы фанаты из европейской России ехали за покупкой... в Среднюю Азию, где спрос был традиционно меньшим). В 50-е годы закончились репарационные поставки из Германии, зато начался импорт чешских мотоциклов Jawa и CZ, венгерских Pannonia. Мало-помалу мотоцикл вошел в «джентльменский набор» уважающего себя мужчины.

       Но все хорошее заканчивается, и в 70-е годы отношение к мотоциклу стало меняться. На горизонте замаячил призрак массовой автомобилизации, и двухколесная машина в одночасье стала непрестижной, из семейной гордости она превратилась в забаву неразумной юности. Мужчина в летах на мотоцикле? Он или чудак (если не сказать покрепче), или беден, как церковная мышь. Падение спроса началось с малых кубатур. Дошло до невиданного: начали снижать цены! Мотороллер «Электрон» в середине 70-х стоил 280 р. - это месячная зарплата неквалифицированного рабочего (или очень квалифицированного инженера). Однако не помогло: в 1979 г., когда на товарных базах скопилось почти все, что завод выпустил за два года, машину сняли с производства. А в 80-е, помню, мы ездили в спортивный магазин, чтобы полюбоваться на диво дивное: бери мотоцикл «Днепр» без очереди и предварительной записи!

История мотопрома - 60 лет. Когда умолкли пушки.

Разработанная во ВНИИмотопрома в 1984 г. унифицированная 750-кубовая модель для Ирбита и Киева.

       Падение спроса сопровождалось стагнацией технического уровня мототехники. Сказалась застарелая болезнь под названием «недофинансирование». Для молодых проведу «краткий курс закидонов развитого социализма». Сейчас мы уже привыкли к тому, что приличный мотоцикл стоит примерно половину приличного автомобиля, примерно такое же соотношение и их себестоимостей. Это сегодня. А вот как было в 70-е: ВАЗ-2101 стоил 5500 р., а «Иж-Юпитер» - 900. Прекрасно понимая, что усовершенствование мототехники вызовет ее удорожание, а, в свою очередь, взлет цен на мотоциклы приведет к тому, что их перестанут брать вовсе, чиновники держали мотопроизводство на голодном пайке. Смотрите: расходы на конструкторские работы составляли примерно 0,4% с оборота - это притом, что повсеместно были приняты вдесятеро большие отчисления. Более того, от конструкторских отделов прежде всего требовали выполнения плана по снижению трудоемкости, и только потом - по внедрению новых разработок... А новинки все больше напоминали «тришкин кафтан»: здесь подтянули - там оголилось. Вот наглядный пример: уровень форсировки моторов все время возрастал, но при этом неизбежно сокращался рабочий диапазон оборотов. Но ни один завод так и не осилил 5-ступенчатую коробку передач! Кто из нас, разогнавшись по шоссе на «совкоцикле», не пытался «подоткнуть» несуществующую пятую?

История мотопрома - 60 лет. Когда умолкли пушки.

Многолетние работы над роторно-поршневыми двигателями оставили после себя лишь несколько опытных образцов.

       Еще один наглядный пример - судьба мотоцикла «Иж-Планета Спорт». Рожденный в 70-е как «парадная лошадка» нашей промышленности, с явной нацеленностью на экспорт, напичканный импортными комплектующими, он... опоздал лет на десять. Параметры зарубежных «одноклассников» были настолько выше, что испытатели «забугорных» журналов недоумевали: за что мотоцикл получил приставку «Спорт»?

История мотопрома - 60 лет. Когда умолкли пушки.

Как мы все ждали в 80-е, когда же появится в продаже «Иж-Орион» с 4-тактным двигателем! Увы...

       К тому же как раз тогда в средних кубатурах начался переход на 4-тактные моторы... Опять-таки, скоростная характеристика двигателя вступала в явное противоречие с 4-ступенчатой КП. А ведь у кроссового «Иж-61», от которого ведет свою родословную движок «ПСа», коробка была 6-ступенчатой. И дуплексная рама. Ну, это уже так, соль на раны...

       Впрочем, сам факт хоть медленного, но прогресса советского мотопрома достоин удивления! Именно люди, влюбленные в мотоцикл, вопреки всем препонам, наплевательскому отношению начальства, скудному финансированию, нищенским зарплатам и убогому быту, ухитрялись создавать новые модели. И какие! Если написать историю экспериментальных образцов советского мотопрома, сложится такая сага, которой не стыдно будет похвастать и перед немцами, и перед итальянцами, и перед японцами. Двигатели со впрыском топлива, автоматические трансмиссии, тормозные системы с АБС, рамы типа монокок из композитных материалов, отлитые из легкого сплава колеса - все это у нас опробовали еще в 50-60-е!

       Увы, у наших перспективных разработок не появилось и шанса «выйти в люди». Скупость капиталовложений, никакого нового оборудования, снижение себестоимости любой ценой... Новинки затянула трясина.

История мотопрома - 60 лет. Когда умолкли пушки.

Эксперименты с мотоциклами на малых колесах в Туле начали еще в 70-е годы (машина получила у создателей ласковое прозвище «Чебурашка»). Но в серию значительно измененный аппарат попал лишь в 1985 году.

       Рухнул советский строй - и все стало... хуже. Не только сбережения наших кровных испарила гиперинфляция - заводы тоже лишились оборотных средств. А еще исчез... рынок. Получив возможность выбора между мото и авто (пусть и сильно подержанным), 98% бывших мотоциклистов кошельком проголосовали за автомобиль! Убийственно упало качество продукции. Один из менеджеров говорил: «Мне совестно требовать хорошей работы от трудяги, которому я могу платить жалкие гроши». Увы, на покупателя совести не хватило.

       Большинство наших мотозаводов суть оборонные предприятия - и они продолжают клепать пушки и пулеметы, лишь балуясь на досуге хиреющим мотопроизводством. (Жестче и прагматичнее других поступили в Туле: подсчитав, что дивидендов от мотоциклов в обозримом будущем ждать не приходится, свернули их изготовление.) Только мотозавод в Ирбите, лишенный «оружейной» поддержки, остался с покупателем один на один. Надо отдать ему должное: здесь настолько подтянули качество, что на зарубежных выставках дилеры неизменно выражают свое восхищение. И по праву: в конструкции «оппозитов» за последние 10 лет столько же новшеств, сколько их внесли за 40 предыдущих. Но средств на настоящий прорыв у завода нет. «Уралу» досталась исчезающая, малая рыночная ниша: почти антикварный мотоцикл. Так что нет ничего удивительного в том, что львиная доля машин идет на экспорт.

История мотопрома - 60 лет. Когда умолкли пушки.

       Спешит на подмогу нашему мотопрому Китай с его веселой могильщицкой лопатой. Не обольщайтесь мечтами о том, что возникающие у нас сборочные «отверточные» потоки China-продукции перерастут в полноценные предприятия с циклом собственного производства, полного или частичного: как показывает практика, любая сделанная на месте железка гораздо дороже привозной. И вообще, самый дешевый вариант «сборки» - вовсе не доставать мотоцикл из упаковочной тары.

       Обратите внимание на мотопроизводственную карту мира: выше линии снежного покрова предприятий, выпускающих технику «для масс», нет! Английские, немецкие, даже американские компании если ее и выпускают, то только дорогую, «для гурманов». Против законов природы бизнеса не попрешь: российский мотоцикл будущего - это высокотехнологичная машина, под завязку напичканная достижениями «оборонки» и авиапрома.

       Когда это будущее наступит? Неужто по Некрасову: «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»?

История мотопрома - 60 лет. Когда умолкли пушки.

Последняя «эпохальная» разработка советского мотопрома - созданный во ВНИИмотопроме мотоцикл двойного назначения со 125-кубовым двигателем жидкостного охлаждения.


(Стр. 2)
[1] [2]

В начало статьи

Источник материала : журнал "МОТО"

Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Copyright (c) 2003-2024, ООО "МОТО-ВЕЛО". Все права защищены.
Новости    Объявления    О компании    Магазин    Корзина    Как заказать    Скидки    Каталоги
Ремонт    Прокат    Статьи    Вакансии    Контакты    Написать нам    Мотоклуб

 
Яндекс цитирования