Suzuki может и так. И все же его стихия - не кросс.
От акцентированно спортивных перейдем к универсальным эндуро. Из этой категории на российском рынке наиболее многочисленны
Yamaha TTR250 и Suzuki Djebel 250.
Если уж речь зашла об универсальности, то обратимся прежде всего к упомянутому Yamaha и его модификации TT250R Raid.
Замечу, эта модификация встречается у нас гораздо чаще, нежели основная модель. Неспроста: превосходно светит огромный
передний прожектор (в отличие от «лампадки» на «обычном» TTR250), здесь увеличенный до 16 л
топливный бак (у основной модификации - 10 л), так что в спокойном темпе на одной заправке проедешь чуть ли не 500
километров. И широкое, удобное (кстати, полноценное двухместное) седло высотой 850 мм. Вот почему - по совокупности
эксплутационных достоинств - предлагаю считать байк по-настоящему универсальным. Он оснащен весьма тяговитым двигателем
воздушного охлаждения мощностью 30 л. с.
Иногда Raid приходят из Японии с дополнительно установленным масляным радиатором, что снижает риск перегрева (хотя и
«воздушный» TT250R перегреть крайне сложно).
Подвески байка довольно энергоемкие, но настроены они все-таки на комфорт и универсальность. Пожалуй, это наиболее
сбалансированный по характеристикам мотоцикл в своем классе. И возможно, он уступает XR250 в управляемости и четкости
выполнения команд (но не в надежности), а начни сравнивать вес, так окажется, что он на 2 кг тяжелее (121 кг), чем
Baja. Зато удобен и для каждодневного передвижения по городу, и для покатушек по лесу, для дальних поездок по любым
дорогам и вне дорог вообще. Единственная претензия - к его коробке передач: работает довольно невнятно, в
«нейтраль» попасть непросто. Но это «стандартная» претензия к ямаховским КП.
Наконец, последний объект обзора малокубатурных эндуро - Suzuki Djebel 250. Если сравнивать его с другими, он где-то
в промежуточном положении между Yamaha Raid и Honda XR250 Baja и позиционируется как модель, предназначенная в первую
очередь для туризма. Мотоцикл оснащен форсированным двигателем мощностью в 31 л. с., но, в отличие от TTR250, а тем
более от XR250 с его максимально ровной характеристикой, Djebel обладает невнятной тягой на «низах»
и чуть, но заметным «провалом» мощности, возникающим ближе к зоне средних оборотов. Чтобы этот аппарат
повез так, как хочешь, его двигатель приходится по-стоянно «крутить», что не есть хорошо при обучении
вождению. И еще: механизм переключения передач показал себя как наихудший из трех представленных мотоциклов по
критериям «четкость включения передач» и «легкость поиска «нейтралки».
Теперь о достоинствах. Фара-прожектор соперничает по яркости даже с «двуглазой» Baja. Великолепна электронная
приборная панель! Здесь показания читаются гораздо лучше, чем у других. Аж 17(!)-литровый бензобак: это на литр больше,
чем у Raid! Скорее «асфальтовая», нежели «внедорожная», посадка водителя. Менее жесткие, но
более короткоходные, чем у Yamaha и тем более Honda, подвески свидетельствуют об основном назначении мотоцикла -
туристическая езда по плохим дорогам и относительному бездорожью. У Djebel самая длинная из всей троицы база (1450 мм)
и довольно жесткая рама, что удобно при движении по прямой на высоких скоростях.
Yamaha здесь в «своей тарелке».
В основном это все. Теперь выбирайте. Но, выбирая, оценивайте прежде всего техническое состояние, нежели внешний вид.
Степень поцарапанности пластика - не показатель технического состояния: легкие падения для эндуро - норма. Но если внешний
вид подпорчен серьезно, значит, мотоциклу здорово досталось и есть смысл выбрать другой.
Обратите внимание на количество тюнинговых компонентов на байке. Обнаружите их «букет» (прямоточный глушитель,
кроссовый руль, «рейсинговые» подножки, усиленные траверсы и т. д.), значит, мотоцикл поучаствовал в гонках
«по полной» и жизнь с ним будет полна ожидания сюрпризов. Малоприятных.
При покупке Honda XR250 особенно тщательно проверьте подшипники рычажной системы задней подвески, задний подрамник и
воздушный фильтр (на некоторые мотоциклы устанавливали бумажный фильтр - лучше заменить его поролоновым)*.
И не забудьте приобрести экипировку! Вы же не хотите, чтобы этот первый в жизни мотоцикл стал и последним?
* Мы сознательно не стали давать стандартные советы на тему «На что обратить внимание при покупке мотоцикла»: они
фигурировали в «Мото» не раз.