Скажете, что я сбрендил, что тупица, когда скажу, что я установил на 350-кубовую Jawa лепестковые клапаны от
«полтишкового» «Пилота»? Сами вы...
Прочитал я материал «Впусти, коллектор!» («Мото», № 12-2001) о том, как парни установили
лепестковый клапан на «Иж-Юпитер», и загорелся: и я хочу сделать так же! Нет, поднимать максимум мощности
не собирался - все равно на местных дорогах особо не разгонишься. А вот заставить мотор лучше тянуть на малых
оборотах - это полезно! У меня стояли два мотоцикла, готовых стать «подопытными кроликами»: Jawa 638 и
«Иж-ПС». Решил начать с Jawa.
Сооружать клапан самому - работа бессмысленная, тем более, что можно купить аж три отечественных: «тульский»,
зидовский и от «Пилота». Выбрал «пилотовские». Как заготовка, они в самый раз: главное,
подходят для Jawa по габаритам.
Клапаны доработал: увеличил ширину окон до 10 мм, подровнял все утыки и заусенцы. Заменил штатные пластины толщиной
0,5 мм (они «дубовые» и все как одна «винтом») на более тонкие - 0,35 мм.
Корпус лепестковых клапанов для Jawa.
Чтобы клапаны вместились между шпильками крепления впускного коллектора, их высоту уменьшил с 36 до 33,5 мм (см. чертёж).
Для этого подточил их алюминиевое основание, снял фаски на ограничителях лепестков, зазенковал отверстия под винты в
ограничителях и прикрутил их к корпусу винтами с конической головкой. По этой же причине новые шпильки изготовил
ступенчатые: со стороны цилиндра - М8, а с другой - М6.
Но нужен корпус. Эта деталь сложная, в изготовлении трудоемкая. Набравшись терпения, взялся за работу. Сначала из
стального листа толщиной 5 мм изготовил фланцы с припусками для подгонки после сварки. Чтобы клапаны встали на свои
места, подрезал им «уши». Приставил к носкам клапанов фланец, к которому будут прилегать клапаны, и вырезал
из картона шаблон стенок корпуса: две загнутые полоски и внутренние перегородки. Изготовил их из 1,5-мм стального листа.
Сначала приварил наружные стенки, а уже потом вставил вовнутрь две перегородки и «прихватил» сваркой. На
фрезерном станке подправил получившиеся стенки, чтобы к ним можно было приварить второй фланец, и, выставив его по
отверстиям шпилек, «прихватил». Убедившись в соосности отверстий, окончательно обварил фланцы
«по кругу». Затем на фрезерном станке отторцевал фланцы начисто. Подогнал внутренние поверхности
напильниками и шарошками. Просверлил в клапанах новые отверстия под шпильки. В пространство между перегородками залил
эпоксидную смолу, а заодно пропитал смолой и швы, для герметичности. Фу-у-у, корпус готов, можно передохнуть!
Отдышавшись, принялся за подгонку впускных каналов цилиндров. Так намаялся с изготовлением корпуса, что не было сил
снимать цилиндры. Вывел поршни в среднее положение, заполнил впускные каналы солидолом и в таком виде их
«отшарошил». Выгадал немного, потом пришлось вычищать смазку со стружкой кисточкой, а это работёнка еще
та! Но ничего, покатило... Подогнал каналы и во впускном коллекторе.
Наконец все собрал. Карбюратор сместился назад на 52 мм. Естественно, штатному воздушному фильтру места не осталось.
Из воздушного патрубка от «Ижа» и «явовского» фильтрующего элемента изготовил самодельный.
На фильтрующий элемент надел подходящую пластмассовую банку для защиты от грязи. Вот, собственно, и все.
Так выглядит лепестковый клапан на Jawa: 1 - корпус; 2 - клапаны; 3 - впускной патрубок; 4 - новые шпильки.
Эксперимент удался. Два сезона отъездил - тяга на низких и средних оборотах значительно возросла, по лесным дорогам
прет как паровоз! На 1000-1500 оборотах (практически холостых!), да еще с пассажиром, на третьей передаче без натуги
тянет по лесной песчаной дороге! Максимальную мощность «полтинниковые» клапаны, вопреки ожиданиям, если
и урезали, то неощутимо. Правда, и не увеличили, так как юбки поршней не подрезал и отверстий в них не делал.
Заводится моц всегда исключительно хорошо. В этом, по-видимому, заслуга электронного зажигания с датчиком Холла
(спасибо публикациям «Мото»).
Установка клапанов актуальна, в первую очередь, для тех, кому приходится много ездить на малых оборотах, по бездорожью,
со «вторым номером» или коляской.
А вот для городской езды налегке, скажу честно, игра не стоит свеч, но лишь в том случае, если Jawa не форсирована.
Повысить мощность на больших оборотах и не потерять безвозвратно «низы» без лепесткового клапана не удастся.