Как их только в Европе и Америке не называют - и «самурай-байки», и «банзай-байки». Того и
гляди, назовут «харакири-байки». Японцы, подозреваю, только посмеиваются... Посмеиваются, а сами знай
себе - точат свои катаны да кодзуки... Так уж получилось, что японский «олд-скул», заявивший о себе
совсем недавно, во второй половине 90-х, как-то незаметно превратился в классику жанра. И вот уже кастомайзеры
из других стран совершенно не стесняются говорить о своих работах «японский стиль». Свежий пример: на
европейском чемпионате-2006 по кастомайзингу на сопроводительных табличках к сильнейшим «олдскульным»
работам - Zeroesque английской мастерской Krazy Horse и итальянцев Marilyn из OSM (Old School Motorcycles) -
откровенно указали: «японская школа». А Синью Кимуру, шефа теперь уже культовой компании Zero Engineering,
почитают сегодня ну прям как живого классика и олд-скул-гуру.
Bison - самая «симптоматичная» модель в программе Rodeo. Характерный приземистый силуэт, который формируют
рама типа «гуснек» и компактная вилка-«спрингер», давно уже стали фирменными штучками
мастеров, работающих в стиле «японский олд-скул». Творение сразу напоминает классику жанра - работы
компании Zero Engineering. И не зря напоминает - Zero Engineering действительно приложила руку к «Бизону».
Обратите внимание на еще один фирменный штрих - «кроссовый» передний щиток. Такая вот, понимаешь,
борьба за уменьшение неподрессоренных масс...
Как тут не вспомнить Ясуёси Чикадзаву, он же Чика, с грохотом прорубившего окно в Америку? Это же глыба! Серьезно
говорю. Мало кто в ретро-кастомайзинге обладает столь безупречным вкусом. И пусть его считают теперь американским
мастером, но мы-то с вами понимаем, что к чему. Разрез глаз опять же...
Swedish, вариант со «спрингером».
Эта версия, сами видите, радикальная - дальше некуда.
А ведь в Японии есть еще Bratt, Chicara Motorcycles, Hot-Dock, Kokoro, Light Sports, MC Upper, Motor Cycle Den, Shiun
Craft Works, Vegas... Вон их сколько!
И это не просто перечисление названий в алфавитном порядке (кстати, оцените - старался, расставлял...), и не жалкая
попытка автора блеснуть своей пугающей эрудицией - названные компании действительно обладают огромным творческим
потенциалом. Есть, правда, один нюансец: все они завернуты на «старой школе». Что чревато: не век же
«олд-скулу» быть наимоднейшим трендом!
Рычаг переключения передач «с прибором» (Rodeo Swedish). Все казалось бы обычно. А цепляет...
Верхняя труба рамы пронзила бак, словно стрела - сердце. Очень романтично.
Как бы то ни было, японский касто-майзинг на подъеме. Ежегодное кастом-шоу в Иокогаме набирает обороты и явно
становится авторитетным форумом мирового уровня. Кого здесь только не встретишь! Тут тебе и сам Билли Лейн из Choppers
Inc., и большой знаток кастом-культуры и коллекционер ее двух- и четырехколесных образцов Билли Гиббоне из группы ZZ
Тор... Тусэ, одним словом.
«Узкий бизон» (Narrow Bison). «Узкий» - это как? Худой, что ли? Болел? На самом деле,
конечно, имеется в виду ширина резины. Согласитесь, Narrow Bison, особенно в такой колористике, выглядит очень
нарядно. Более брутальную модификацию Bison 200 на «пухлых» шинах-«двухсотках» предлагают
исключительно в черном колере.
Не удивительно, что недавно организаторы чемпионатов мира и Европы по кастомайзингу уравняли «права»
шоу в Иокогаме с выставками в Бельгии, Испании, Италии, Франции, Швеции и Канаде - оно превратилось в нечто вроде
отборочного тура чемпионатов. Так что ждите: число японских участников будет расти. Напомню, в прошлом году в
Лас-Вегасе был замечен только кастом Salty Bonnie, сооруженный в японской конторе Shiun Craft Works.
...А пожалуйте в гости к компании Rodeo Manufacturing Inc., яркому представителю островной кастом-школы.
Swedish в версии с «телескопом» и полноразмерным баком - самая «современная» модель
Rodeo. Ностальгии в ней - совсем чуть-чуть.
Рафинированному эстету покажется безвкусным столь откровенное «америкосство» в названии: мол, родео,
йо-хо и прочее кантри... Не судите строго. Взять, к примеру, джинсы: их названия - сплошь «американские».
А попробуй найди сегодня индивида, который верит в то, что шьются они в США. Можно верить в НЛО, в снежного
человека, можно верить даже в то, что НЛО - это и есть снежный человек с жидкостным ракетным двигателем в кормовой
части. Но, уж простите великодушно, верить в джинсы «made in USA» - перебор. Так что предлагаю
сойтись на том, что «Rodeo» - приличное название. При желании в нем даже услышишь японское:
«ро-део». При сильном желании...
Rodeo Chopper. Нестареющая классика 60-х.
Компания основана в декабре 1994 года. Причем, не в Калвер-Сити, штат Калифорния, а в японском городе Такасаки, где
и по сей день находятся ее основные производственные площади и штаб-квартира. Заостряю внимание на местоположении
потому, что многие, в той же Америке, ошибочно считают Rodeo американской конторой, основанной выходцами из
Японии - по аналогии с Chica Custom Cycles. Вот и в книге известного американского чоппероведа Майка Сита
«Outlaw Choppers» мы обнаруживаем ту же версию. В чем же причина сей путаницы? Ясность внес на
плохом, но доходчивом английском владелец Rodeo Manufacturing господин Сатоси Симицу. (Вы, наверное, знаете, что
изъясняться на хорошем английском теперь не модно? Я вот тоже в последнее время предпочитаю плохой...) Рассказал,
что дело было так. В свое время хорошую прессу в США получил белоснежный и изящный, что называется
«чистых линий», чоппер Zero (ox и любят же японцы свой одноименный истребитель времен Второй
мировой!) с «харлеевским» мотором Knucklehead 1938 года выпуска. Мотоцикл этот построил Йоси Ханнья,
представлявший тогда Rodeo в Америке. А фирма к тому времени, между прочим, располагала в Калифорнии вполне приличным
хозяйством - двумя кастом-шопами и небольшой фабрикой по производству собственной линии аксессуаров и запчастей.
Вот народ невзначай и подумал, что Йоси - всего лишь шеф исконно калифорнийской компании Rodeo. А она что ни на
есть японская. Мало того, на родине компания Rodeo Manufacturing известна как серийный (пусть и с приставкой
«мало-») производитель: сотню аппаратов в год, слава Богу, покупателям отгружает. В остальном мире
об этом мало кто знает. Ничего удивительного, вспомните многообразие «экзотических» моделей,
предлагаемых японскими авто- и мотопроизводителями на внутреннем рынке, но почти не известных «на материке».
Знающие люди не дадут соврать: там такое попадается, что пальчики обгложешь.
А вот Classic в версии с глубокими крыльями и высоко посаженной фарой. Абсолютное ретро! Не кастом-байк, а
скорее «реплика».
Rodeo на свои мотоциклы устанавливает в основном V-твины старейшего американского «альтернативного»
моторостроителя - компании S&S Cycle. Модельная гамма неприлично широка. Все, само собой, не выходит за рамки
«олд-скула», зато во всех его, скула, проявлениях. А еще на выбор несколько вариантов баков, рулей,
выпускных систем, колес и шин. Без бутылки сакэ разобраться в этом изобилии невозможно. (Без большо-о-ой такой
бутылки - сакэ, сами знаете, напиток не шибко крепкий...)