Единственное неудобство - большая масса, и все из-за аккумуляторов. Аккумуляторные батареи способны запасать
небольшое количество энергии, они тяжелы, занимают много места, а их зарядка требует длительного времени. Чем
совершеннее аккумулятор, тем дороже он стоит. Самые простые, дешевые, но не очень долговечные и энергоемкие -
свинцово-цинковые с желеобразным электролитом в герметичном корпусе. Время зарядки аккумуляторной батареи -
4-5 часов, запас хода при полной зарядке - 20-30 километров и более. Уже появились электровелосипеды с
запасом хода свыше 40 километров. Никель-металлгидридные и никель-водородные аккумуляторы, увеличивающие
пробег электровелосипеда без подзарядки до 50 километров, довольно дороги. Такой аккумулятор
«тянет» на 300 евро.
Свет в конце туннеля - применение вместо свинцовых аккумуляторов современных, вдвое менее тяжелых литий-ионовых
батарей. Но пока они в пять раз дороже.
Симпатичный гибрид TDN-32Z (скорость 28 км/ч, дальность - 45 км).
Конструкцией электровелосипеда предусмотрена возможность быстро снять блок аккумуляторов. Без них
велосипед гораздо легче - это удобно для его транспортировки. Кроме того, на таком велосипеде можно кататься
без электротяги. Съемный силовой блок с удобной ручкой, а чтобы электровелосипед не увели, он запирается замком.
Самые совершенные модели оборудованы мотор-колесами очень малого диаметра, внешне они чуть больше штатной
велосипедной ступицы. Мощный постоянный магнит закреплен неподвижно по оси ступицы, вращаются соединенные
с коллектором обмотки. Все такие машины работают на постоянном токе с напряжением 24 или 36 вольт, мощность
двигателя - 200-250 Вт. При движении накатом или посредством мускульной силы вырабатывается ток, подзаряжающий
аккумуляторы (такая система называется PAS - Pedaling Assistance System). Большой диаметр колес (24 или 26")
и полноценная велосипедная цепная трансмиссия с 7-скоростной задней втулкой Shimano обеспечивают легкость
хода на педалях, если «сел» аккумулятор.
«Мигалки» в штатной комплектации электробайков - не редкость.
Эти машины в отличие от большинства других электророллеров способны справляться с крутыми затяжными подъемами.
Кроме того, водитель, работая педалями, может увеличить межзарядный пробег до 70 километров (пробег только на
электротяге - 40-50 км). Максимальная скорость всех электровелосипедов - 25 км/ч, что продиктовано
европейскими техническими требованиями к машинам такого класса.
Переднее колесо чаще всего устанавливают в телескопической вилке. Тормоза - задний ленточный, передний
клещевого типа. Во многих конструкциях при нажатии на рычаг переднего тормоза включится электрический
тормоз заднего мотор-колеса.
Типичное мотор-колесо с вынесенным ленточным тормозом.
Самые современные велосипеды оборудованы светотехникой на уровне полноценного скутера: фара и задний габаритный
огонь, указатели поворотов (со звуковым зуммером). Звуковой сигнал включается одной из двух кнопок на левой
и правой рукоятках - такому удобству позавидует водитель любого двухколесного аппарата. На панели приборов -
спидометр, указатель разряженности аккумуляторов и контрольная лампа включения «мигалок». Зеркал -
два, причем они обеспечивают достаточный обзор и легко регулируются.
Разновидность электророллеров велосипедного типа - складные электровелосипеды на маленьких (чаще всего 12-14")
колесах. Они обладают более скромными ходовыми характеристиками (дальность хода 20-25 км), но привлекательны
компактностью: в сложенном состоянии умещаются в багажник автомобиля.
Моноамортизатор от велосипеда.
Еще одно направление в классе электровелосипедов - машины, собранные с использованием узлов горных
велосипедов. У этих байков - рама, обода колес, ступица переднего колеса, руль, основание седла и шатуны
изготовлены из легких сплавов, за счет чего масса машинок снижается до 25-30 кг. Шины и 7-скоростная задняя
втулка - также от горных велосипедов. Интересная особенность горных электровелосипедов - преднамеренно
небольшая дальность хода (емкость аккумуляторов - 8 А.ч). Это стимулирует водителя активно использовать
педальный привод. На «активном» электровелосипеде троганье с места осуществляется на педалях.
Когда скорость достигает 2-3 км/ч, специальный датчик на вилке приводного колеса автоматически включает
мотор. Электропривод вырабатывает ток только тогда, когда велосипедист жмет на педали. Как только он
перестает это делать или разгоняется до скорости 20-24 км/ч, мотор автоматически отключается. Хочешь
ехать быстрее - крути педали. Такие электробайки самые дорогие в классе электровелосипедов и продаются
в основном в Европе.
В некоторых европейских странах, а также в США выпускают более мощные «быстрые» электровелосипеды,
скорость которых превышает 20-24 км/ч. На них устанавливают электромоторы мощностью 400 Вт и более, работающие
независимо от педалей. Мощность двигателя и соответственно скорость регулируются ручкой газа. Для езды на
«быстром» электровелосипеде необходимы права на управление мопедом и номерной знак (его выдают
вместе со страховым полисом), обязателен защитный шлем.
Последний писк в дизайне.
Гибриды
У таких машинок более привлекательная и современная внешность за счет применения литых колес небольшого
диаметра, современного дизайна и широкого использования ярких пластиковых облицовок. Для них характерны колеса
небольшого диаметра (чаще всего 12-14"), подвеска обоих колес, багажные корзины или кофры, зеркала заднего
вида. Светотехника весьма совершенна: в фаре лампа дальнего/ближнего света, в заднем фонаре встроена лампа
стоп-сигнала, а иногда и указатели поворотов, на приборном щитке не редкость спидометр. Тормоза могут быть
ленточные или барабанные на заднем колесе, клещевые, барабанные или дисковые - на переднем. Приводит аппарат в
движение мотор-колесо с системой PAS. Педали здесь тоже есть, однако ими пользуются чаще всего как опорой
для ног. При езде на некоторых моделях ноги можно держать не на педалях, а на специальном полике, как у
скутеров. Масса «гибридов» 45-55 кг, дальность хода и максимальная скорость такие же, как у
электровелосипедов.
Электроскутер НL-070 с «максималкой» 50 км/ч, он может проехать до 50 км.
Модель HL-030 весом 80 кг с радиусом действия 70 км и максимальной скоростью 45 км/ч.
Электроскутер новой волны РВ-ОЗБ проезжает на одной зарядке до 100 км
со скоростью 45 км/ч и везет 150 кг «живого груза».
По дизайну РС-004 непросто выделить из ряда бензоскутеров.
Электроскутеры
Как внешне, так и по конструкции ходовой части электроскутеры мало чем отличаются от бензиновых скутеров.
Электродвигатель обычно выполнен как у скутера, в виде мотор-колеса, но он более мощный (600 Вт и более)
и другой конструкции (безколлекторный), что позволяет разгоняться до 50 км/ч и более. Важные достоинства
этих машин - высокая грузоподъемность (более 120 кг), полноценная светотехника и наличие присущей
«настоящим» скутерам хорошей защиты ног водителя от ветра и грязи. Колеса диаметром
12-14" и энергоемкие подвески позволяют ездить с комфортом по любым дорогам.
Электроскутеры оснащаются более емкими, чем электровелосипеды, свинцово-кислотными аккумуляторами (напряжение
48 В, емкость 17-20 А.ч и время подзарядки 4-8 часов), которые позволяют проезжать без подзарядки более 50 км.
Задача увеличения дальности пробега электротранспорта еще ждет решения. В автомобилестроении применяют
электродвигатели только в комбинации с обычными ДВС (так называемые «гибридные силовые установки»).
В гибридной
Кроссовый Blade - экологически чистый и бесшумный аппарат для мотоспорта будущего.
Toyota Prius батареи аккумуляторов массой 70 кг подзаряжаются бензиновым двигателем, а также при торможении
(так называемая рекуперация энергии). В конце нынешнего сезона ожидается появление скутеров с подобными
«электростанциями» и на дорогах России. Вмонтированный в багажный кофр бензогенератор с
выходным напряжением 220 В и мощностью 1,5 кВт пригодится не только для подзарядки собственного аккумулятора.
В случае крайней необходимости можно использовать электроэнргию в бытовых целях: вскипятить чайник,
осветить площадку или подключить ноутбук.
А пока дальность хода для электроскутеров - самый больной вопрос, поскольку полностью разряженные батареи
становятся «мертвым грузом». В крупных городах Китая этот вопрос решается организацией специальных
пунктов по обмену разряженных аккумуляторов на заряженные.
«Минус» этих машин - самая большая масса (90 кг и более) и внушительные габариты - их в
квартиру уже не занесешь.
Тем не менее электроскутеры быстро совершенствуются. В продаже уже появились модели, конкурирующие с
бензиновыми скутерами по всем показателям (кроме разве что цены). Так, уже продающаяся в России модель
РВ-36 может проехать без подзарядки до 100 км, при этом разгоняться свыше 50 км/ч и перевозить двух человек.
Типичный китайский электроскутер (TDM-07) с характеристиками 50/50 -(скорость/дальность хода).
Спорт будет тихим и чистым
Электропривод открывает совершенно новые перспективы и в спорте, который до сих пор шум и выхлопные газы
делают изгоем среди других, «чистых» видов. Бесшумность и абсолютная экологичность буквально
откроют двери мотокроссу, гонкам на мини-байках или триалу в крытые спортивные залы и манежы легкой атлетики.
Уже существуют спортивные аппараты для кросса или триала весом около 80 кг с максимальной мощностью около
20 л.с.: американский Blade, швейцарский Quantya, испанский Forster Trial-Gas-Gas. Электромотор уже при самых
низких числах оборотов выдает большой крутящий момент. Поэтому коробка передач и сцепление излишни на этой
технике. Единственные издаваемые звуки - скрип шин и позвякивание цепи.
Источником энергии для 7-киловаттного (9,5 л.с.) электромотора Forster Trial-Gas-Gas служат четыре обычные
мотоциклетные стартерные батареи. Показатели аппарата близкие к тем, которые обеспечивает обычный бензиновый
двигатель. Шокирует только цена «испанца» - почти 10 000 евро.
Зарисовка из будущего
Воображение легко рисует такую картину. Лет этак через 'дцать самые молодые ныне члены редакции, поседевшие
и погрузневшие дядьки, покупают где-то несколько литров бензина, выводят из стойл свои «джиксеры»
и «файеры» и мчатся по трассе что есть духу, вспоминая молодость. А публика им вослед негодует:
«Вою-то! Дыму-то! И всего-то - какие-то 300 км/ч, да и те с трудом».
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПОРТИВНЫХ ЭЛЕКТРОМОТОЦИКЛОВ