Коммунизма уже не обещают, а электрификация мотобайков в России уже началась
В нашей редакции спорили: по нашей ли части все эти электроскутеры? Рьяные адепты чистоты темы утверждали,
что мы и так слишком много пишем обо всяких там кофемолках и сенокосилках. Однако... Послушайте новости,
полюбуйтесь чехардой ценников на бензозаправках - не кажется ли вам, что это уже не звоночек, а траурный марш по ДВС?
Дадут «прикурить». Из розетки.
Нынешний всплеск опасений по поводу грядущего топливного кризиса далеко не первый. В Англии XVI века всерьез
беспокоились о том, что уже вырублены практически все леса, и страна вскоре замерзнет. Лет сто назад газеты
пугали: лошади сожрут всю траву, листья, а города утонут в навозе... Но жизнь всегда (или почти всегда)
опровергала паникеров - люди что-нибудь да придумывают. Как говорится, не нефтью единой. Можно вырабатывать
спирт из растений или гнать синтетическую субстанцию из сланцев или угля. Есть энергия ветра, падающей воды,
атома, Солнца, в конце концов. А еще вокруг полным-полно водорода, который горит еще получше, чем бензин.
Причем его выгоднее даже не сжигать в ДВС, а напрямую перегонять в электричество (технология «топливной
ячейки»). Следовательно, пожалуйте на электротягу!
Заправка из розетки дешевле бензина в несколько раз
Электродвигатели почти бесшумны и не загрязняют воздух вредными для здоровья газами. По сравнению с
двигателями внутреннего сгорания, электромоторы используют перерабатанную энергию более чем в два раза
эффективнее. Так, КПД самого совершенного ДВС не превышает 37%, в то время как у электродвигателей
полезность приближается к 90%.
Но главное их достоинство - мизерная стоимость поездок. 100-километровый пробег на самом экономичном бензиновом
мокике обойдется примерно в 23,5 рубля, а на электротяге - всего в 3(!).
На электросамокате It's Fun можно проехать до 20 км со скоростью 18 км/ч
По оценкам специалистов, наступившее столетие будет веком электротранспорта - уж больно очевидны его
преимущества. Сегодня электророллеры входят в ассортимент всех крупных профилированных компаний Азии, Америки и
Европы. В одной только Японии в год продается более 250 тысяч таких машин, их выпускают Yamaha, Honda, Panasonic,
Sanyo, Mitsubishi и Suzuki. На электровелосипедах уже ездит около миллиона японцев. Тон в разработке
мотоэлектротранспорта задают именно конструкторы с Японских островов.
Но нас, российских потребителей, прежде всего интересует то, что делают оккупирующие наш рынок китайцы. Понятно
почему: если цены на электровелосипеды и электроскутеры, произведенные компаниями развитых стран, в пределах
$1000-2000, то в Китае и на Тайване такие аппараты можно приобрести за 200-350 «зеленых». Если
еще несколько лет назад все с велосипедов пересаживались на скутеры и скутеретты, то сегодня молодежь
предпочитает колесить на бесшумных и дешевых в эксплуатации электророллерах.
Этот малыш (YG-07d) повезет и взрослого (до 90 кг) со скоростью 20 км/ч.
Еще один «плюс» электротранспорта - минимальные затраты на техсервис. Практически все его
обслуживание сводится к подкачке шин, добавке смазки в подшипники (раз в два года) и замене щеток мотор-колес
(если те коллекторной конструкции).
Руководство Китая считает, что именно электротранспорт улучшит экологическую и разрядит транспортную ситуации
в стране. В Шанхае, например, уже открыто несколько десятков центров зарядки велосипедных аккумуляторов и
более 100 пунктов их замены. Выпускают электророллеры и крупные вело- и электротехнические компании, и мелкие
фирмы. Наиболее развитые китайские заводы, зарекомендовавшие себя и в Европе, - Pugongying и Hulong: оба
производят в год более 100 000 электробайков почти полусотни моделей.
Самокат HL-010/03 рассчитан на детей до 12 лет. Хотя его вес (26 кг) для них будет великоват.
А что у нас?
В России первой из электророллеров «засветилась» лет пять назад забавная машинка под именем
«Чарли» (Charry) западногерманского концерна MuZ. Необычный дизайн этого самоката с седлом в
сочетании с хорошими ходовыми качествами (мощность моторчика - около 1 л.с.) сделали электрическую новинку
достаточно популярной. Вслед за «Чарли» стали завозить электророллеры китайского и
южнокорейского производства. Отечественная «оборонка» (Московский научно-инженерный центр
«Мехатроника», фирма «Инкар» из подмосковного Королева, московские ООО
«Старград» и ТОО «Рэдос») попыталась совершить «электрификацию страны»,
но дальше опытных образцов дело не пошло.
Если обозначать классы электророллеров, то назовем два: это аппараты с мощностью мотор-колес до 1 кВт
(они классифицируются как электровелосипеды или мини-скутеры) и полноценные мотоциклы (электробайки) с
двигателем мощностью около 10 кВт и больше.
Начнем с «малышей». Все их разнообразие моделей можно условно разделить на четыре вида: самокаты
с электроприводом; электровелосипеды с полноценным педальным ходом; гибриды электровелосипеда и мокика, у которых
педальный привод сохранен, но он не предназначен для дальней езды; модели с обликом скутера.
Электробайки существуют пока только экспериментальные. Признаться, мы знакомы с ними лишь по зарубежным
журналам и Интернету. Они экзотичны и очень дороги, но нет сомнений, что их время придет.
У электровелосипеда Reggy на приборной панели стрелочный спидометр, указатель разряда батареи и ...
сигнализатор включения «мигалок».
Большинство электровеликов со светодиодной панелью приборов.
Само-электрокаты
Самокаты с электроприводом бывают двух видов - с седлом и «стоячие». Последние самые дешевые -
всего $150-250. Этим, а также малыми габаритами и массой (25-30 кг) объясняется их привлекательность.
Наиболее простые - без светотехники (обязателен лишь звуковой сигнал). Труба рулевой колонки телескопическая
или складная. Различаются электросамокаты размерами колес и шин (диаметр 4-8"), приводом колеса (цепью или
ремнем), емкостью и типом аккумулятора. Кстати, аккумулятор и электронный блок управления размещаются под
полом. Дальность хода и максимальная скорость у электросамокатов самая маленькая из всех видов электротранспорта
(соответственно 15-25 км/ч и 18-25 км). В случае разрядки аккумулятора можно ехать, как на самокате, отталкиваясь
ногой. Подвесок колес нет, тормоз нередко только один - ленточный на заднем колесе. У более дорогих моделей
применяют барабанные или дисковые тормоза на обоих колесах.
Некоторые модели электросамокатов оборудованы выдвигающимся седлом. На них можно без устали проезжать
большие расстояния. А вот отталкиваться по-самокатному ногой неудобно.
Складной велосипед HL-018 легкий (26,5 кг), подвески на обоих коле-сах, дальность хода - до 20 км.
Велосипед HL-001 с расширенными опциями светотехники и возможностью увеличить межзарядный пробег
с 50 км при подкручивании педалями. Вес аппарата - 40 кг.
Съемный блок аккумуляторных батарей запирается под седлом велосипеда.
Ездить на электросамокатах желательно на огороженных площадках или по малолюдным тротуарам, на проезжую часть
выезжать опасно из-за малой скорости. Кроме того, маленькие колеса и отсутствие подвесок не позволяют
«заложить» аппаратец в крутой поворот или катить по ямкам. Протектор покрышек предназначен
только для ровного и хорошего асфальта.
Педали в отставку
На электровелосипедах ехать легко и приятно, любые расстояния становятся короче. Даже если сядут аккумуляторы
- не беда, всегда можно доехать до пункта назначения, крутя педали.
250-ваттный щеточный мотор РА-001 разгоняет пилота до 28 км/ч.