Тюнинг скутера Honda Dio AF18
Максим ЗАБОРОВСКИЙ из Москвы, скутерист с 15-летним
стажем, делится опытом доработки скутера Honda Dio AF18.
Масляный насос
Я от него избавился, и вот почему. Однажды произошла непонятная история: внезапно на короткое время пошли перебои
в подаче масла. Посмотрел - в баке его достаточно. Насос снова заработал как положено, но было поздно - поршневая
«погибла». С тех пор смешиваю масло вручную - так надежнее.
Тех, кто также собирается «тюнинговать» мотор своего скутера, хочу предостеречь: расходы покупкой
новых деталей не ограничатся. Форсированный мотор нуждается в качественном, а значит, дорогом масле. У меня
получается так, что половину стоимости бензомасляной топливной смеси составляет цена бензина, а половину - масла.
Глушитель
Это будет рассказ о тонкостях настройки и чего нам делать нельзя.
Сейчас в скутере глушитель марки Tecnigas, и я им не очень доволен. Giannelli, который был до этого, поднимал
мощность во всём диапазоне оборотов - делал мотор гибче, не в пример нынешнему. И звук приятнее. Но я, так уж
случилось, ошибся с настройками двигателя - переобеднил смесь. Мотору - ничего, а глушитель перегрелся, и
внутренняя перегородка треснула. Она звякала на всю улицу, будто в резонаторе кучка гаек. Больше того, его
корпус «повело» так, что лопнул алюминиевый кронштейн, на котором он крепится. Кронштейн-то
восстановил, а глушитель пришлось купить новый. К сожалению, Giannelli перестала выпускать детали для Honda
Dio «моей» модификации, и я пока вынужден пользоваться Tecnigas.
Трансмиссия
У скутеров довольно сильно греются детали трансмиссии: после динамичной поездки о корпус редуктора можно
обжечь руку. Изготовители, по-видимому, считают это допустимым, но разве не известно им и всем, что масло при
перегреве разжижается и хуже смазывает детали! Чтобы узнать, какова же его температура, приклеил к корпусу
датчик: прибор показал 85°С. Многовато, решил я, и смастерил систему охлаждения. В переднюю часть крышки
вариатора врезал трубку так, чтобы воздух сквозь неё попадал к центру ведущего шкива. Шланг от неё вывел к
воздухозаборнику, смонтированному на одном из самых «чистых» мест на облицовке, где встречный
поток воздуха достаточно сильный - измерял его прибором для проверки производительности систем вентиляции. А
для выхода воздуха из редуктора проделал отверстие в противоположной стенке крышки.
Крыльчатка охлаждения трансмиссии приклеена и
зафиксирована, тем самым защищена от проворота штифтами.
Чтобы охлаждение меньше зависело от потока встречного воздуха (а значит, скорости скутера), на наружную щёку
ведущего шкива вариатора решил прикрепить винтами крыльчатку охлаждения двигателя - от старой Yamaha Jog с
укороченными (чтобы не цепляли крышку) лопастями. Щека оказалась очень твердой, и ни одно сверло ее не брало.
Пришлось сверлить алмазными борами. На каждое из двух отверстий ушло по 3-4 часа (о том, чтобы нарезать в
них резьбу, не могло быть и речи). Тогда крыльчатку приклеил, а в отверстия запрессовал штифты - они
придерживают крыльчатку при резких изменениях частоты вращения двигателя. Одно ребро жесткости на крышке
мешало, и я его отломил.
Отверстие для выхода воздуха.
После этой переделки прибор показал: температура снизилась до 75°С. Разница в 10°С вроде бы и невелика,
но редуктор получил существенное облегчение.
Трубка подвода воздуха.
Совет скутеристам: заливайте в редуктор ровно столько масла, сколько положено! Как-то «добрые»
люди мне посоветовали залить не 90 мл, как рекомендовано, а 100. Случилось так, что не всё старое масло
слилось и всего получилось около 130 мл. Есть поговорка: «лишнее масло выйдет», вот и вышло -
вместе с сальниками и прокладкой.
Задняя подвеска
Ещё один недостаток Honda Dio AF18 - невелик дорожный просвет. Из-за него я часто цеплялся пластиком и
центральной подставкой при спрыгивании с бордюров. Что сделал? Установил удлинённый на 3,5 см «газовый»
амортизатор - такие изготавливают специально для этой модели. В отличие от штатного, в котором нет
гидравлики, он действительно амортизирует, и подвеска «проглатывает» любые неровности (но не ямы)
так, что их даже не замечаешь. Теперь скутер великолепно «держит» дорогу. В поворотах его можно
наклонять как угодно глубоко. Кроме того, амортизатор смещен в сторону вот и можно смонтировать покрышку
пошире. Правда, штатный брызговик после этой переделки оказался коротковат, и, чтобы свечу не заливало
водой, я вырезал новый - подлиннее.
Эти детали на моём скутере не были предусмотрены. Сейчас их можно подобрать на любой вкус, а несколько лет
назад самое лучшее, что смог найти, - подножки от Jawa. Долго думал, как их закрепить, и решился -
просверлил раму. Болты выбрал потоньше, чтобы не сильно её ослабить. А оказалось, что польза от них
двойная: теперь скутер при падении касается асфальта только тремя точками: ручкой руля, колесом и подножкой.
Пластик же совершенно не страдает.
От электростартера я избавился, как и от маслонасоса: он - лишний вес, да и здорово сажает аккумулятор.
И потом, изготовитель скутера рекомендует перед запуском пару раз провернуть коленвал кикстартером
(с выключенным зажиганием). Значит, все равно приходится с ним возиться. Мне не трудно дернуть и третий раз.
Обычно после того, как прокачаю без зажигания, мотор «схватывает» с полпинка.