Деревня Захарьино спряталась в «медвежьем углу», на границе Дарвинского заповедника. Здесь большая
рыбартель, так что немудрено, что в каждом дворе по нескольку «Буранов». Обитатели деревни только и
живут рыболовством: зимой за день профессиональные рыбаки наматывают по 50-70 км, объезжая оставленные в лунках
сети. Понятно, что техника должна быть доступна рыбакам по цене, сверхнадежна и при этом «переваривать»
любой бензин и любое масло. Импортных машин, равно как «Тайгу» и «Рысь», здесь не увидишь.
Такие самоделки с мотором от «инвалидки» варганят не от хорошей жизни...
В Захарьино удалось устроиться на ночлег в теплый дом, согреться и просушиться. Поутру мы-то были готовы снова в
путь, но как наши сноумобили? Ведь ночью похолодало до минус 27... Мотор «Рыси» запустился довольно
легко: машина оснащена пусковой ручной форсункой, а с нею заводить движок удобно. Правда, вначале пришлось
отогревать пламенем корпус насоса форсунки. А вот как поведет себя четырехтактник у «Зимогора»?
Клянусь: двигатель деловито заухал с первого «дерга» (электростартер решили не трогать).
А как у нас с бензином? Надо бы дозаправиться - до Рыбинска (по прямой около 100 км) на оставшемся горючем не
добраться. Расход топлива у «Рыси», которая буксировала тяжелые сани, превысил 25 л/100 км. У едущего
налегке (только с пассажиром в моем лице) «Зимогора» он составил 15 литров.
Взяли направление на Пошехонье - и опять берега скрылись за горизонтом. А открылись только через 50 км.
Размышления опосля
Признаться, лично для себя так и не выяснил, которую из машин назвать лучшей. Каждая чем-то хороша, чем-то - не очень.
Впрочем, все они оставили осадок неудовольствия и массу вопросов, на которые не нахожу ответов. Стоит ли относить к
заслугам существующих конструкций то, что в начале XXI века моторы заводятся в любых условиях - велика ли в том
заслуга простоты конструкций? Просто и корыто, тогда зачем стиральные машины?.. И что лучше - когда любой рыбак
может отремонтировать снегоход на морозе без специальных инструментов или когда агрегат не ломается? Обладать
способностью «переваривать» всякую дрянь, именуемую бензином, и при этом не радовать ни мощностью, ни
экономичностью - или «требовать» горючее высокого качества, но и работать «без дураков»?
Купить «сделай сам» по дешевке или дорого заплатить, но за вещь? Можно ли без иронии расхваливать
снегоходы, конструкция которых практически не менялась 35 лет?
Ответы лежат, скорее, в плоскости философии, нежели техники: способно ли на большее отечественное производство?..
Вот и не стану изматывать себя поисками честных формулировок - заведу собаку хаски.
Такие самоделки варганят не от хорошей жизни...
«Тайга-Патруль»
Плюсы. Современный дизайн, высокая маневренность, высокая максимальная скорость, неплохо работают
подвески, достаточная проходимость. Удобен и легок в управлении. Минусы. Невысокий уровень надежности узлов. Дефицит запасных частей. Цена выше разумной за машину подобного класса.
«Буран»
Плюсы. Великолепная проходимость, высокое тяговое усилие, конструкция отлажена. Обилие запасных частей в
продаже (уже и китайского происхождения). Минусы. Простецкая внешность, большой вес, чрезмерный расход топлива, низкая маневренность, отсутствие
элементарного комфорта для водителя и пассажира. Катки обмерзают при езде по снеговой «каше».
«Икар»
Плюсы. Малый вес, невелик расход топлива, удовлетворительная работа подвесок, удобная посадка водителя. Взвешенная цена. Минусы. Недостаточные грузоподъемность и проходимость, отсутствие заднего хода.
«Рысь»
Плюсы. Весьма надежный двигатель, удобная посадка водителя, продуманная конструкция гусеницы, возможность работы на
низкооктановых марках бензина. Минусы. Неудовлетворительно работают подвески и тормоза. Скудноват набор контрольных приборов. Ограниченная
проходимость (из-за невозможности блокировать дифференциал). Ограниченная емкость топливного бака.
«Зимогор», самодельный
Плюсы. Экономичный и надежный 4-тактный двигатель, высокий момент при троганье, достаточный комфорт водителя. Минусы. Малая мощность двигателя, отсутствие заднего хода, невысокая максимальная скорость.