Эти узлы расположены на крышке поплавковой камеры. Мотоциклист, знакомый с Jawa, разобрав краник, испытает ностальгические
чувства: чешский и китайский узлы по конструкции почти одинаковы. В отстойнике краника увидите сетку - это топливный
фильтр.
Обслуживание и возможные неисправности. Открутите ключом «на 13» отстойник фильтра. Слейте бензин,
оботрите грязь на деталях. При необходимости выньте сетку или продуйте через канал, ведущий в карбюратор. Проверьте
состояние уплотнительного кольца отстойника. Если оно совсем расплющено и не держит топливо (вам об этом просигнализируют
потеки бензина снаружи), замените его. Проверьте, герметичен ли краник - закройте его и подуйте в топливную трубку: если
пропускает воздух, то, скорее всего, виновата уплотнительная резинка - замените и ее.
Крышка поплавковой камеры: 1 - сливное отверстие; 2 - переливная трубка;
3 - канал, по которому бензин поступает в карбюратор из краника; 4 - сливной винт-пробка.
Главная дозирующая система
В ней все как в большинстве отечественных карбюраторов. Дозирующие элементы - жиклер, эмульсионная трубка и игла. Жиклер
расположен в центре поплавковой камеры. Под ним - эмульсионная трубка. К ней по специальному каналу со стороны воздушного
фильтра подаётся воздух. В трубке он смешивается с топливом, и в смесительную камеру поступает уже бензовоздушная эмульсия.
Ее дозирует игла, расположенная в дроссельном золотнике. На игле - кольцевые проточки, в которые вставляется стопорное
кольцо. Под стопорное кольцо на иглу надето эластичное пластмассовое кольцо. Потеряете его - нарушится работа карбюратора!
Сверху игла прижимается через стопорное кольцо фигурной пружиной. Чтобы добраться до иглы, сожмите и выньте пружину
пассатижами с длинными тонкими губками.
Поплавковая камера: 1 - вентиляционное отверстие; 2 - топливный жиклер холостого хода; 3 - главный топливный
жиклер; 4 - седло иглы; 5 - эмульсионная трубка главной дозирующей системы; 6 - канал, в котором находится винт
качества; 7 - воздушный канал системы XX; 8 - воздушный канал главной дозирующей системы; 9 - канал, по которому
бензин поступает от краника к игле поплавкового механизма.
Обслуживание и возможные неисправности. Выкрутите и продуйте жиклер. Не пытайтесь извлечь эмульсионную
трубку - она запрессована намертво! Тем более, что в этом нет необходимости - ее отверстия практически никогда не
засоряются. Переставив стопорное кольцо в другую проточку иглы, можно обогатить или обеднить смесь в режиме частичных
нагрузок. На заводе ее устанавливают в среднюю проточку. Переставив стопорное кольцо вверх, обедните смесь, вниз - обогатите.
Система холостого хода(ХХ)
Жиклер XX расположен рядом с жиклером главной дозирующей системы. Его головка меньше диаметром, но выше. Он изготовлен
воедино с эмульсионной трубкой.
Регулируется XX двумя винтами - качества и количества смеси, оба расположены с левой стороны карбюратора. Винт количества
выступает из корпуса карбюратора. Когда вы его закручиваете, дроссельная заслонка поднимается, а обороты коленвала
увеличиваются. Винт качества находится рядом, но утоплен в колодец. Особенность этого карбюратора в том, что винт
качества ограничивает не поток топлива или эмульсии, как у большинства его аналогов, а количество воздуха в эмульсии.
Закручивая винт, вы обогатите бензовоздушную смесь.
Обслуживание и возможные неисправности. Пропускное сечение жиклера XX очень маленькое - обычно он засоряется
первым. Выкрутите и продуйте его. Регулируйте XX так, как указано в инструкции к скутеру.
Пусковое устройство
В холодный двигатель при запуске нужно подать обогащенную смесь - для этого на входе в карбюратор установлена воздушная
заслонка. Пружина, расположенная на ее оси под колпачком с левой стороны карбюратора, стремится закрыть заслонку, но
этому препятствует выступ на рычаге управления. Поворачивая рычажок обогатителя на руле, водитель перемещает связанный с
ним тросом рычаг управления и заслонка закрывается. При запуске двигателя за ней возникнет большое разрежение, и бензина
поступит больше. Но чтобы заработавший мотор не захлебнулся, разрежение, преодолев сопротивление пружины, приоткроет
заслонку. Чтобы она не распахнулась совсем, на рычаге есть второй выступ: он ограничивает величину открытия заслонки.
Рычаг устроен так, что, если случайно повернуть его при работающем двигателе, разрежение не позволит заслонке закрыться.
Обслуживание и возможные неисправности. Единственное, что здесь можно проверить, - легкость вращения заслонки.
У карбюратора, с которым мы работали, она заедала. Чтобы заслонка успела закрыться, рычажок пускового обогатителя на
руле приходилось поворачивать очень медленно - иначе рычаг привода упирался в рычажок на оси заслонки, и весь механизм
стопорился. Попытки разработать ось, промыть ее очистителем карбюратора ни к чему не привели. И мы решили разобрать механизм.
Пружину нужно заправить в паз на оси поглубже тонким лезвием ножа. Уберите со
стенки канавки, за которую цепляется пружина (указана стрелкой), все литейные огрехи.
Открутили винт, которым крепится воздушная заслонка, и вынули ось. Колпачок напрессован с небольшим усилием. Мы его
сбили легким постукиванием молотка через отвертку (старались не задеть пружину, скрытую под колпачком). Один конец
пружины цепляется за край специальной канавки в корпусе, а другой входит в пропил на торце оси. Пружина оказалась
деформированной, а щель между осью и корпусом, в которой она находится, очень узкая, поэтому-то пружина в одном
положении оси задевала за стенку, и ось заедала. Кроме того, форма канавки была неправильной: конец пружины, вместо
того чтобы намертво зацепиться за стенку канавки, норовил выскочить из нее. Надфилем мы убрали из канавки литейные
огрехи так, чтобы ее форма напоминала «ласточкин хвост». А саму пружину подровняли пассатижами с тонкими губками.
Работали долго, трудились кропотливо, но в конце концов все заработало как надо. Ось установили в такое положение,
чтобы преднатяг пружины при закрытой заслонке был приблизительно в пол-оборота.
Снять колпачок оси пускового устройства можно легким ударом молотка
через отвертку. Не переусердствуйте - колпачок мягкий, его легко помять.